«Спустя пять лет мы видим, как некоторые негативные последствия этой сделки проявляются и у нас дома, и в Европе, - признал он. - Ярким примером является торговля». По данным Лондона, несмотря на то что ЕС - крупнейший торговый партнер Великобритании (объем товарооборота в 2023 году достиг почти триллиона евро), этот показатель снизился: в период с 2021 по 2023 годы экспорт в ЕС сократился на 27%, а импорт - на 32%.
Томас-Саймондс связал с «Брекзитом» и то, что, по его мнению, британские границы стали менее безопасными, система предоставления убежища переживает кризис, а расходы за последний фискальный год выросли на миллиард фунтов по сравнению с предыдущим.
«Чтобы повысить уровень жизни, нам нужно расширять экспортные и инвестиционные возможности, снижая торговые барьеры. Это взаимовыгодно: и глава Еврокомиссии, и председатель Европейского совета подчеркивают необходимость сотрудничества для стимулирования инноваций, ускорения экономического роста и снижения издержек для потребителей», - резюмировал он.
Мало конкретики, еще меньше доверия?
Итак, в мае в Великобритании пройдет саммит, где стороны наверняка сделают совместное заявление о сотрудничестве - как минимум, в сфере безопасности - или даже подпишут некое соглашение, прогнозируют эксперты. Но пока остается много вопросов.
«Нам еще предстоит выяснить, что можно привнести в эти отношения в плане содержания, - говорит Фабиан Цулег из брюссельского Центра европейской политики. - Означает ли это, что Великобритания действительно вернется к европейским механизмам? Что это значит для военных закупок, для поддержки Украины? На данный момент это неясно».
Помимо отсутствия конкретики в нынешних заявлениях, сближению могут помешать проблемы с доверием между партнерами, считает эксперт. «Один из главных вопросов, который стоял почти с самого начала процесса »Брекзита«, - это доверие, - отмечает Цулег. - Действительно ли можно верить в то, что другая сторона привержена выбранному пути, готова идти на определенные жертвы и политически в состоянии добиться прогресса».
Тем не менее, как показал опрос издания Politico среди чиновников и дипломатов, они по-прежнему верят, что улучшение отношений между ЕС и Великобританией возможно, однако особого прорыва в краткосрочной перспективе никто не ожидает, на это потребуется время.