15-20 лет назад было модно критиковать эстонскую внешнюю политику за отсутствие видения - утверждая, что с вступлением в Европейский союз и НАТО наступил «конец истории». Что Эстонии следовало бы делать дальше, оставалось неясным.
С увеличением очевидной враждебности со стороны России эти разговоры стали исчезать, пока в 2022 году не началась полномасштабная война в Украине. После того как война началась на неприятно близком расстоянии, можно спорить о том, правильно ли ведет свою политику правительство (оппозиция делает это постоянно), но трудно обвинять Эстонию в отсутствии видения того, чего она хочет достичь.
В шутку можно сказать, что у Эстонии больше нет внешней политики. Есть политика безопасности, частью которой является внешняя политика.
Эстонская внешняя политика имеет два ключевых направления: первое - поддержка Украины в борьбе с Россией, как своими силами, так и побуждая союзников ЕС и НАТО делать больше; второе - повышение стоимости агрессии для России с целью сдерживания Москвы и других стран, враждебных Западу.
Знать, чего мы хотим, одно, но достичь этого - другое. Страна, уверенная, что другие будут следовать за ней в формировании политики, не должна говорить: «слушайте нас теперь». Три года назад был момент, когда Западная Европа с нетерпением смотрела на страны Балтии, Северную Европу и Польшу, чтобы понять, что делать в новых условиях. Сейчас у нас уже нет такой значимости - не потому, что мы сами ее утратили, а потому что поддержка Украины требует от Европы и США все больших усилий, в чем возникает все больше разногласий.