Эти иллюзии развеялись в феврале 2022 года. Однако стоит признать, что, хотя реакция Запада на агрессию России против Украины была правильной с точки зрения риторики, - впервые Европа оказалась единой в оценке угрозы и в правовой оценке российской агрессивной политики - на практике действий оказалось недостаточно. Запад не смог действовать с достаточной скоростью, решимостью и ясностью. Военная помощь предоставляется в недостаточном объеме, оборонная промышленность не запущена в полной мере, а единство Европы периодически подрывается то одной, то другой страной по внутриполитическим причинам.
Наши слова сегодня имеют больший вес, чем когда-либо прежде
В 1994 году Эстония только начинала доказывать, что ее место в Европе. Теперь этот путь пройден: бывший премьер-министр Эстонии руководит внешней политикой ЕС. Сегодня наш голос имеет больше веса, чем когда-либо. Но мы склонны об этом забывать.
В 1994 году в Эстонии еще находились российские войска, и не было уверенности, что они действительно уйдут. Эстония стремилась вступить в НАТО и Европейский союз, но на Западе считали, что это невозможно. Многие вообще сомневались, что Эстония сможет остаться независимой.
Сейчас ситуация во многом изменилась в противоположную сторону. Мир уверен, что Эстония как член НАТО и ЕС надежно защищена, а вот мы сами порой проявляем излишнюю неуверенность.
Это действительно так. Именно сейчас, когда наш голос имеет наибольший вес, кажется, что в мире в целом значение слов уменьшается, уступая место силе.