Инфосистема E-tervis хромает

Оливер Кунд
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководитель проекта отдела e-tervis Министерства социальных дел Пилле Кинк отвечает на вопросы читателей Postimees.
Руководитель проекта отдела e-tervis Министерства социальных дел Пилле Кинк отвечает на вопросы читателей Postimees. Фото: Лийс Трейманн

В свое время необходимость внедрения дигитальной системы истории болезней E-tervis мотивировали улучшением качества лечения, однако врачи относятся к ней с недоверием, так как негибкость системы может в некотором смысле подвергать жизнь пациента опасности.
 

Когда в марте нынешнего года Тийна (имя изменено) после лечения в Клиникуме Тартуского университета попала в Южно-Эстонскую больницу, к удивлению ее близких вдруг обнаружилось, что тамошние доктора не имеют ни малейшего понятия о проводимых в Тарту исследованиях и назначенных лекарствах.

Поскольку неправильно назначенное лечение могло стоить пожилой женщине жизни, близким Тийны пришлось предоставить выруским врачам описание болезни и ее лечения на бумаге.

Инфосистемы разные
В этой истории не было бы ничего удивительного, если бы с 2009 года в Эстонии не действовала инфосистема E-tervis, которая должна хранить сведения о назначенном лечении независимо от того, в какой точке Эстонии человек отправился к врачу.

Однако на практике система работает плохо. Врачи размещают данные своих пациентов в инфосистемы, купленные больницами, и в разных медицинских учреждениях эти системы отличаются. Для других докторов данные становятся доступными только тогда, когда история болезни закрывается и направляется в центральную базу E-tervis.

Это может произойти недели или месяцы спустя, например, после получения последних результатов анализов пациента. Несмотря на то, что врачи обязаны отмечать ход лечения, часть из них не делает этого вообще, поскольку прямого наказания за невыполнение обязанности не предусмотрено.

«Все больницы направляют нам данные, но различия заключаются в их объеме, — призналась руководитель по коммуникациям целевого учреждения Eesti E-tervis Марья Карьяхерм. — Даже то обстоятельство, все или не все врачи больницы отправляют данные, тоже очень индивидуально».

Президент Эстонского союза врачей Андрес Корк добавил, что причины, почему не все врачи отправляют данные, разные. «Самой главной причиной становится потраченное на заполнение дигитальной истории болезни рабочее время, — утверждает Корк. — В зависимости от конкретного врача на это требуется 10-20 процентов рабочего времени».

Кроме того, сюда можно отнести медленную работу инфосистемы и тот факт, что посвятить во время приема пациента десяток минут компьютеру просто немыслимо. «Экономии рабочего времени, которую так широко рекламировали, здесь не выходит, — признал Корк. — Сегодня уже стало ясно, что при нынешней интенсивности работы невозможно одновременно вносить в требуемом объеме данные и при этом еще и общаться с пациентами».

Эндокринолог Клиникума Тартуского университета Тарво Раясалу сообщил, что историю болезни в электронном виде он открывает редко. «У меня нет привычки ее использовать, — сказал он. — Когда-то я туда заходил, но пришел к выводу, что она пока не работает так, как это было задумано.

На самом деле внутри клиникума мы можем обходиться своей системой».
Раясалу добавил, что с этого года, согласно постановлению министра, клиникум размещает все требуемые данные пациента в систему E-tervis.

Член правления Южно-Эстонской больницы Арви Васк, узнав об истории Тийны, заверил, что без должного лечения женщина не осталась бы, поскольку больницы по-прежнему продолжают выдавать историю болезни на бумажном носителе, а врачи имеют возможность звонить друг другу.

Склад данных
По словам Тийны, ее история подтверждает, что больницы подключились к инфосистеме E-tervis в разной степени. Лечебные учреждения и семейные врачи используют четыре вида программного обеспечения, которые, в отличие, например, от Финляндии, не объединены друг с другом. Государство хоть и вменило в обязанность размещать данные, однако денег на покупку единых систем не выделило.

Кроме того, дигитальная история болезни превращается, скорее, в массу данных, которые тяжело понять, а углубляться в нее у врачей просто нет времени. «В некоторых местах пошли таким путем, что эпикриз становится не итоговым описанием болезни, каковым он и должен являться, а, по сути, просто складированием данных, куда ради экономии времени заносятся все сведения подряд, а потом отправляются дальше», — сказал Васк.

Тем не менее, все врачи, с которыми Postimees удалось побеседовать, в отношении будущего E-tervis настроены оптимистично, но при условии, что в развитие системы будут сделаны крупные инвестиции и оптимизировано ее использование.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх