«В небольших населенных пунктах люди, естественно, в большей степени видят военные потери и их масштаб. Война больше затронула те слои общества, те группы, в которых люди не имеют серьезного ресурса не только для протеста, но даже для публичного выражения своего мнения. Все разговоры и обсуждения остаются на кухнях», - добавляет она.
Лишь 30% россиян сталкивались с войной напрямую - участвовали в ней лично или имеют родственников, которые были задействованы во вторжении в Украину, показал опрос общественного мнения проекта «Хроники», проведенный в сентябре 2024 года.
Для сравнения, в Украине, согласно опросу, 78% населения близко знают кого-то, кто был ранен или погиб на войне.
Определить степень поддержки войны среди населения России трудно, так как многие люди боятся честно отвечать на этот вопрос, но согласно исследованию, проведенному по заказу проекта PROPA при поддержке Университета Хельсинки, 43% респондентов открыто поддерживают вторжение.
«Было бы отношение к войне и восприятие ее в обществе иным, если бы люди видели и лично знали большее число погибших? Да, безусловно», - говорит социолог Виктор Вахштайн.
Реальные цифры
Реальные потери России, очевидно, намного выше, чем можно установить через открытые источники. Опрошенные нами военные специалисты предполагают, что наш анализ российских кладбищ, воинских мемориалов и некрологов может охватывать от 45% до 65% от реального числа погибших.
Это объясняется тем, что тела существенного числа солдат, погибших в последние месяцы, могут все еще находится на поле боя. Чтобы вынести их, нужно дополнительно рисковать здоровьем выживших военных, которые могут попасть под удары беспилотников.