К концу 2024 года число домов и инфраструктурных объектов, разрушенных войной в Украине, достигло 330 тысяч. По данным украинских властей, в прошлом году к этому списку добавилось более 50 тысяч адресов и наименований. Би-би-си рассказывает о нескольких городах Украины, полностью или в большей степени разрушенных в результате российского вторжения.
Мариуполь
Вид довоенного МариуполяФото: Getty Images
Этот город с населением в 420 тыс. человек был крупнейшим сталелитейным центром и портом на юге Украины. В 2012 году он был признан одним из двух самых комфортных для жизни городов Украины среди населенных пунктов до полумиллиона человек.
В 2014-м Мариуполь был затронут вооруженным захватом власти пророссийскими сепаратистами в соседних городах Донецкой области и летом 2014-го в течение месяца находился под контролем так называемой ДНР.
В январе 2015-го в результате ракетного удара по микрорайону на востоке города погибли 30 человек. В то время одновременная гибель такого количества гражданских была беспрецедентным событием. Расследование, проведенное международной группой Bellingcat, показало, что к обстрелу были причастны российские военные, а огонь вели из привезенных из России систем «Град».
Житель Мариуполя у могилы дочериФото: Getty Images
Осада и штурм Мариуполя российскими войсками с марта по середину мая 2022 года стала первой демонстрацией неизбирательного применения огня по крупному городу. От российских снарядов и бомб погибли мирные жители с детьми, укрывавшиеся в городском драмтеатре, врачи и беременные в роддоме и тысячи горожан.
Два с половиной месяца осады Мариуполя превратили этот город на берегу Азовского моря в руины. Как заявило управление Верховного комиссара ООН по правам человека, к ноябрю 2022 года были поименно названы 1348 погибших жителей. Эта цифра не показывает весь масштаб потерь среди мирного населения. Идентификации погибших в импровизированных могилах на улицах и массовых захоронениях на окраине города часто не проводилось, сбор информации от родных был частичным. Российская оккупация продолжается, и точные данные получить невозможно.
Разрушенный МариупольФото: Getty Images
Украинские власти предполагают, что число погибших жителей Мариуполя может достигать 25 тысяч. В докладе ООН говорилось, что при взятии города российскими войсками были повреждены или полностью разрушены 90% многоэтажных и до 60% частных домов. Число беженцев из города на момент составления доклада в 2022-м составляло 350 тыс. человек.
Северодонецк и Лисичанск
Вид Северодонецка, ноябрь 2020 г.Фото: Getty Images
В Луганской области весной 2022-го на пути наступавшей российской армии стояла городская агломерация Северодонецк-Лисичанск. Два города, разделенные рекой, в совокупности населяли почти 350 тыс. человек. Основными предприятиями в Лисичанске были шахты, в Северодонецке — химические производства. Как и многие другие города Донецкой и Луганской областей, они были захвачены сепаратистами весной 2014 года. Власть так называемой ЛНР продержалась там три месяца.
Велосипедисты в Северодонецке до войныФото: Getty Images
Когда сепаратисты ЛНР отступили, вместо оставшегося под их контролем Луганска Северодонецк исполнял роль временного областного центра.
После начала полномасштабного вторжения России украинская армия обороняла Северодонецк три с лишним месяца. В начале мая 2022 года власти Луганской области заявили о том, что город покинуло 90% жителей. Оставшиеся спасались от обстрелов и бомбежек в подвалах комбината «Азот». Из всех дорог, по которым население могло бы уйти на территорию, контролировавшуюся украинской армией, осталась одна, и она постоянно обстреливалась.
Жители одного из районов Лисичанска на входе в бомбоубежищеФото: Getty Images
Российская армия открыла выход со стороны завода на контролируемую ей территорию и предложила гражданским выйти, а военным — сдаться, но ответа на это предложение не последовало. После нескольких недель локальных контрнаступлений и отходов ВСУ военные и часть жителей перебрались на другой берег реки, в Лисичанск. Вскоре и этот, более крупный город был занят российской армией, также с катастрофическими разрушениями жилых кварталов.
Северодонецк после бомбежекФото: Getty Images
Как и в случае с Мариуполем, оккупационные власти заявили, что будут отстраивать разбомбленные города. По свидетельствам остающихся жителей, заявления эти по большей части — пропаганда, и реального восстановления почти нет.
Авдеевка и Марьинка
В жилых кварталах АвдеевкиФото: Getty Images
Вторжению российской армии весной 2022-го долго сопротивлялись донецкие пригороды Авдеевка и Марьинка. Как в других местах на линии разграничения, появившейся в результате военного противостояния с силами так называемой ДНР и российскими формированиями, участвовавшими в оккупации украинских земель с 2014 года, тут украинская армия выстроила сильную линию обороны.
Здание с муралом в АвдеевкеФото: Getty Images
Но в течение восьми лет противостояния — до вторжения российских войск в 2022-м — артиллерийские обстрелы и связанные с этим лишения для местного гражданского населения стали обычным делом. И главное промышленное предприятие в Авдеевке, коксохимический завод, крупнейший в Европе, продолжало работать, невзирая на обстрелы.
Разбомбленные кварталы АвдеевкиФото: Getty Images
На то, чтобы пройти меньше десятка километров, отделяющих Авдеевку от Донецка, у российской армии ушло два года. Все это время жилые кварталы города обстреливали. Весной 2023 года, по заявлению городской военной администрации, 80% жилых зданий были разрушены полностью. Из 35 тысяч жителей (на момент начала полномасштабного российского вторжения) к маю 2023-го в городе оставалось меньше двух тысяч, живших по большей части в подвалах разрушенных зданий. Руины Авдеевки были полностью взяты под контроль российскими частями в феврале 2024-го.
Руины МарьинкиФото: Dmitry Yagodkin/TASS
Марьинку украинская армия обороняла больше полутора лет. Но уже летом 2023-го, за полгода до отступления из городка, украинские военные признавали, что оборонять его тяжело — в нем не осталось ни одного целого здания. 180-летняя история этого места по сути закончилась — гражданского населения и целых зданий там не осталось вовсе.
Соледар
Производство соли в СоледареФото: Getty Images
В Соледаре, находившемся на пути российских войск к Бахмуту, полтора века добывали каменную соль — залежи ее в этом районе практически неисчерпаемы. Из 10 тысяч жителей города четверть была занята на добыче и обработке соли. Общая протяженность соляных разработок достигла к началу войны 200 км, в отработанных шахтах устраивали экскурсии для туристов, выставочные залы и лечебницы для людей с болезнями легких.
Пожилая жительница Соледара в доме разрушенном обстреломФото: Getty Images
Добыча и переработка соли были остановлены через два месяца после начала войны. В мае 2022-го ракетным ударом были разрушены здания завода «Артемсоль». Уничтожен был и построенный компанией Knauf крупнейший в Украине завод гипсокартона и строительных смесей.
Разрушенная пятиэтажка в СоледареФото: Getty Images
Массовая эвакуация из города началась в середине лета 2022 года, и уже к началу осени 80% населения оставили Соледар. Оставшихся пытались эвакуировать до наступления зимы. Обстрелами со стороны наступавшей ЧВК «Вагнер» город был превращен в развалины и перешел под контроль российских наемников в январе 2023-го.
Бахмут
Артемовск, 2015 годФото: Getty Images
В 2016 году городу Артемовск, ведущему свою историю с допетровских времен, было возвращено историческое имя — Бахмут. В последние полтора века город был известен своими соляными и гипсовыми разработками, а с 1950-х годов — заводом шампанских вин, которые производили и выстаивали по классической технологии в отслуживших свое гипсовых шахтах. Захват власти сепаратистами из ДНР при поддержке российских войск в 2014-2015 гг. Бахмут затронул не сильно, так как он находился сравнительно далеко от районов первых сепаратистских выступлений.
Разбомбленный БахмутФото: Getty Images
Летом 2022-го, после того как российская армия взяла Северодонецк и Лисичанск, Бахмут оказался на пути к стратегически важным городам на севере Донецкой области — Часову Яру, Славянску и Краматорску. Первые обстрелы города начались в августе 2022-го.
Осенью наступление на Бахмут было поручено ЧВК «Вагнер». Именно там, из-за безжалостной тактики вагнеровцев, в основе которой к тому времени было использование заключенных, родилось понятие «мясных штурмов» — проламывание обороны ценой огромных потерь штурмовиков, которым было запрещено отступать.
Подсчет Би-би-си показал, что подтвержденные потери «Вагнерa» на август 2023 года составили почти 24 тысячи человек и большая часть этих солдат, в основном бывшие заключенные, погибла на подступах к Бахмуту.
Сгоревшее зданиеФото: Getty Images
Хотя российские силы неуклонно продвигались по флангам, украинские власти и армейское командование держались за Бахмут до последнего. Невзирая на катастрофические разрушения, продолжали оставаться в Бахмуте и несколько сот жителей, считанные проценты от довоенных 70 тысяч человек.
К концу весны 2023-го глава «Вагнера» Евгений Пригожин, использовавший штурм Бахмута для публичного выяснения отношений с российскими генералами, стал заявлять, что город взят. Но, как и во многих других случаях, российские силы заняли руины. В мае 2023-го президент Украины Владимир Зеленский сказал: «Там ничего нет. Они [россияне] все разрушили. Нет ни одного строения. Очень жаль. Это трагедия. Но сегодня Бахмут только в наших сердцах».
Вид Бахмута с воздухаФото: Getty Images
Волчанск
Волчанск до войныФото: Getty Images
Город с почти 20-тысячным населением у самой границы с Россией в Харьковской области был оккупирован армией РФ в первый же день полномасштабного вторжения. Но в сентябре 2022-го, в ходе быстрого контрнаступления украинских войск, Волчанск, как и близлежащие районы, был возвращен под контроль Украины. Большая часть его жителей за время оккупации уехала, а назад вернулись немногие.
Разрушенный ВолчанскФото: Getty Images
В мае 2024-го российские войска начали новое наступление. То, как быстро они вновь преодолели подступы к городу, вызвало упреки в адрес властей Украины в том, что за полтора года после контрнаступления они так и не сумели создать достаточных помех на пути нового вторжения. На этот раз бои за Волчанск были ожесточенными. В результате город был разрушен полностью, жителей в нем больше нет.
Торецк и Часов Яр
Жители Торецка в очередиФото: Getty Images
Два города в северной части Донецкой области, находящиеся друг от друга на расстоянии 20 км, сейчас стоят на линии фронта.
Торецк, по данным историков — первое место, где в XVIII веке в регионе, еще не названном тогда Донбасс, начали добывать уголь. Шахты и коксохимические производства составляли основу экономики Торецка. В советские годы этот город назывался Дзержинском, но в 2016 году ему вернули историческое название.
Торецк находился в системе укреплений, созданных за восемь лет противостояния с сепаратистами и поддерживавшей их армией России.
Пожар в домеФото: Getty Images
За полгода боев, начавшихся в июне 2024-го, российская армия, продвигаясь с юга, захватила сначала несколько районов Торецка, потом стала продвигаться на северо-запад. В конце января, по данным западных военных аналитиков, Торецк по большей части контролировался российскими войсками, но, как и во многих других случаях, за полгода боев был превращен в руины.
Во дворе разрушенного домаФото: Getty Images
Часов Яр, основанный в XIX веке на залежах огнеупорной глины, стал ключевым поставщиком кирпича для домен Донбасса. Городом он стал в 1938 году, после того как была проведена новая перепись населения. Одним из младенцев, вероятно, учтенных той переписью, был советский и российский певец Иосиф Кобзон, родившийся в Часовом Яре в 1937-м.
Разрушенный микрорайон на востоке Часова ЯраФото: Getty Images
С наступлением российских войск на Бахмут Часов Яр превратился в важный узел снабжения ВСУ и все чаще стал подвергаться артиллерийским и ракетным обстрелам. К осени 2023 года 90% жителей уехали из города. Российская армия подошла вплотную в апреле 2024 года, и девять месяцев боев в городской застройке превратили Часов Яр в такую же каменную пустыню, как и другие города Украины, оказавшиеся в эпицентре войны.