Веха в истории Эстонии

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Нам может это не нравиться, но во многих смыслах «бронзовая ночь» стала вехой в истории восстановившей независимость Эстонии. Почему нам это не по душе?

 Было бы приятней считать вехой какую-нибудь торжественную речь или же всенародное празднество, однако исторические рубежи тяготеют скорей к насилию, чем к сиянию солнца. Вспомним, что напряжение вокруг Бронзового солдата копилось годами еще до его переноса.

Много лет подряд в центре города собирались советские ветераны, чтобы отметить День Победы, и год от года число участников этих празднеств росло, как росло и недовольство общественности Эстонии.

Летом 2006 года в эстонских СМИ начали всерьез обсуждать возможность переноса памятника, Бронзовый солдат напомнил о себе и во время предвыборной кампании в Рийгикогу в 2007 году. Продолжавшиеся несколько ночей беспорядки потрясли не только Эстонию, но и Финляндию, Латвию, Литву.

Не секрет, что Россия форсировала процессы вокруг Бронзового солдата, но к тому, что эта деятельность выльется в беспорядки, были готовы только силы полиции, да и то не в полной мере. После «бронзовой ночи» нам пришлось отказаться от иллюзий, будто независимая Эстония успешно интегрировала иноязычное население.

Апрельские события 2007 года
показали, насколько различно информационное пространство, в котором живут эстоноземельцы, и насколько по-разному мы понимаем историю. Нельзя сказать, что никто не знал об этом прежде, но масштаб расхождений проявился только тогда.

При этом общество узнало, насколько успешной может быть недружественная деятельность со стороны соседнего государства и насколько слаб голос местного русскоязычного населения при обсуждении общих вопросов.

Решение проблем начинается с их осознания. Но и пять лет спустя нам следует признать, что какого-то большого прорыва не произошло: Россия по-прежнему находит себе поклонников среди наших политиков, а число общественных лидеров, представляющих точку зрения русскоязычного населения, особо не увеличилось.

Внутренняя политика Эстонии четко разделена на периоды до и после «бронзовой ночи». В упрощенном виде это звучит так: кто не против Сависаара, тот за Сависаара, и наоборот. Разумеется, несколько апрельских ночей являются не единственной причиной для этого.

Нынешнее противостояние, когда возглавляемая Сависааром Центристская партия находится по одну сторону фронта, а остальные крупные партии по другую, имеет свою историю. Но именно реакция на апрельские события сделали поляризацию особенно явной. Потом этот раскол только усугублялся.

В то время эмоций было больше, чем аргументов, и палку перегибали не только наши политики и российские дипломаты. Хотелось бы надеяться, что «такое не повторится», но это было бы наивно. К апрельским событиям следует относиться как к опыту, которого не надо бояться.

Это совсем не означает некритичного одобрения решений правительства. «Бронзовая ночь» показала, насколько болезненной может быть расплата за игнорирование проблем.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх