Удар по интеграции

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Малль Хеллам
Малль Хеллам Фото: Tairo Lutter / SL Õhtuleht

В последние дни в Эстонии страсти будоражил  пробудившийся от зимней спячки медведь, который появлялся то в Пирита, то в удаленном от Таллинна Йыэляхтме.

Люди воспринимают эту новость то с опасливым уважением, то со страхом. Ведь медведь все это время находился рядом с нами. Люди хорошо проинформированы о том, что следует делать, если медведь внезапно рассвирепеет — не поворачиваться спиной и не убегать.

Да и пять лет назад, когда грянули апрельские беспорядки, напугавшие эстонский народ, все были осведомлены о существовании российского медведя, продуманной политике соотечественников, непредсказуемости и потенциальной опасности восточного соседа.

И все-таки «бронзовые ночи» случились. Помню, что в какой-то момент меня охватило ощущение, что в центре города на Пярнуском шоссе эстонского государства больше не было. «Бронзовые ночи» сумели опровергнуть все представления об интеграции  эстонских русских и создать ситуацию, когда наряду с распрямлением спины перед лицом России нам пришлось взглянуть в зеркало на самих себя.

У многих эстонских русских и сегодня еще есть ощущение, будто они живут в маленьком домике, внутри  которого на самом деле скрыт дом побольше. Они живут в маленькой Эстонии, но на самом деле в их окна и двери смотрит Россия, которая использует все видимые и невидимые рычаги для проведения своей двусмысленной политики в отношении соотечественников на уровне как отдельных лиц, свободных объединений, так и школ.

Члены молодежного объединения Avatud Vabariik («Открытая республика») и многие из тех, кто считает Эстонию своим домом и публично выступали в поддержку Эстонии, были заклеймены именно со стороны русскоязычных печатных СМИ Эстонии, прозвавших их интеграстами.

Невероятно, что люди освоившие эстонский язык и говорящие и пишущие о том, о чем ежедневно говорят эстонские СМИ, стали объектами презрения для довольно значительной части иноязычного населения.

Давление со стороны российских властей в ближнем зарубежье  было исключительно однозначным — как заявила российская правозащитница Людмила Алексеева, посетившая Таллинн накануне российских выборов в феврале, главным достижением российской пропаганды стало то, что процент российских граждан, поддерживающих Путина, в соседствующих с Россией странах более высокий, чем в среднем по всей России.

Пять лет назад и в значительной мере вплоть до настоящего времени Россия остается телевизионным обществом. В течение минувших лет наблюдался прорыв в социальных сетях, и многие блоггеры, например, Алексей Навальный превратились в России в настоящих суперзвезд, но в более широком смысле российским СМИ дали возможность сделать лишь небольшие шаги в направлении открытости.

Тамошние оппозиционные каналы иногда предоставляют слово — хотя и осторожно — политикам из стана оппозиции, но, как правило, их голос остается неслышным. По словам известного гражданского активиста Ильи Яшина, на телеканалах России нет ни одной передачи в прямом эфире. Будучи сама постоянной зрительницей российских ток-шоу, я не устаю удивляться тому, что львиная доля представителей интеллектуальной элиты — как правило это известные деятели искусства или уважаемые ученые, которых приглашают на передачи каналов, контролируемых государством, вновь и вновь демонстрирует великодержавный шовинизм и ностальгию по прошлому.

Есть и продвинутые ведущие, типа Хрекова, Гордона, Соловьева, Познера или Сванидзе, но многие из них вынуждены идти на компромиссы. Из уст гостей их передач вновь и вновь звучит призыв восстановить империю в своих «истинных масштабах» и снова взять под свою власть как Прибалтийские страны, так и  независимые ныне республики бывшего Советского Союза.  
Что делать?

Канцлер права с 2009 года указывал на то, что сейчас последнее время изменить Закон о гражданстве и автоматически признать гражданами Эстонии детей, родившихся у родителей с серыми паспортами. Сейчас такой ребенок получает эстонское гражданство только в том случае, если его родители подают соответствующее заявление.

Выдача гражданства новорожденным помогло бы усилить ценности гражданской идентичности, однако предпринять один только этот шаг будет однозначно недостаточно.

Следом за апрельскими событиями львиная доля обещаний правительства улетучилась, и кульминацией всему стало то, что в 2009 году закрыли бюро министра народонаселения, который представлял собой своеобразный опорный пункт интеграции.

Пробел, созданный государством, можно было бы заполнить все более крепнущим в Эстонии гражданским обществом, да и отдельными его представителями. Например, несколько лет назад в сотрудничестве многих участников родилась идея, целью которой стала поддержка учителей русских школ в обучении их эстонскому языку.

Вдобавок к потрясениям «бронзовой ночи», поводом для этого была реформа перехода русских школ на эстонский язык обучения, которая была подготовлена уже десять лет назад и привела к слабым результатам. 

Было бы наивно надеяться, что Россия сделает какие-то послабления в политике по отношению к соотечественникам; Путин доказал, что может еще удивлять своими методами. Я не знаю, что принесет его новый президентский срок.

Наша задача защищать наше благополучие, чтобы все попытки расколоть общество в Эстонии остались бесплодными.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх