Два полюса. «Бронзовая ночь» оказала большое влияние на рейтинг партий и на многие годы заморозила политический ландшафт Эстонии.
Апрельские события раскололи общество
Апрельские события 2007 года не оставили людей равнодушными, а в политике это означало необходимость примкнуть либо к тогдашним правящим партиям, либо к Центристской партии. Избиратели разбились на два лагеря, и долгое время на их предпочтениях сильно сказывалось отношение к «бронзовой ночи».
Как сказал исполнительный директор исследовательской фирмы Turu-uuringute AS Тынис Стамберг, прямым следствием «бронзовой ночи» стало резкое падение популярности Партии реформ среди русскоязычных избирателей. «Их голоса перешли к Сависаару. В то же время возросло общее недоверие русских к эстонскому государству», — отметил он.
С другой стороны, эстонские избиратели сосредоточились на стороне правительства и Партии реформ. «Это значит, что произошла четкая поляризация предпочтений», — пояснил Стамберг.
Об этом свидетельствуют и результаты опроса исследовательской фирмы Emor: если в апреле 2007 года Партию реформ поддерживали 34% граждан избирательного возраста, то в мае уже 45%. В то же время, поддержка Центристской партии с апрельских 24% упала в мае до 22%.
«За» или «против»
Важную роль в поляризации сыграло то, с кем люди идентифицировали себя. Если до «бронзовой ночи» еще можно было спокойно критиковать шаги правительства в решении ситуации на Тынисмяги, то после «бронзового» бунта люди просто перестали видеть какую-либо другую возможность, кроме как встать на сторону того, кто был против погромщиков.
Этот результат был совершенно противоположным тому, на который рассчитывали кружившие вокруг Бронзового солдата активисты «Ночного дозора» — правительство и премьер-министр Ансип, по сути, приобрели на многие месяцы возможность действовать в обстановке, практически лишенной всякой критики. Положение еще больше усугубила деятельность движения «Наши» около здания посольства Эстонии в Москве.
В эстонской политике сложилась такая ситуация, в которой тех, кто критиковал правительство, автоматически причисляли к лагерю сторонников российской политики. Когда из делегации посетившей Эстонию Госдумы РФ послышалось заявление о том, что в Эстонии следует поменять правительство, это тоже возымело совершенно обратное действие — укрепившее позицию правительства.
Аналитик фирмы Emor Айвар Воог сказал, что в политическом плане от случившегося больше всего выиграли Ансип и Партия реформ. «Сами бунтовщики тоже отмечали главным образом Ансипа, поэтому естественно, что и другим приходилось считать, что именно он стоит за всем этим», — сказал он.
Острая реакция
Председатель Центристской партии Эдгар Сависаар не высказал в адрес вандалов четкого осуждения и переложил ответственность на правительство. Это автоматически вызвало реакцию против него.
На формирование такой политической обстановки обратили внимание дипломаты американского посольства, которые в июле 2007 года отправили в Вашингтон доклад, в котором говорится: «В то время как персональная поддержка Ансипу взлетела подобно ракете, мэру Таллинна и главе главной оппозиционной силы, Центристской партии, Эдгару Сависаару пришлось пережить падение поддержки среди этнических эстонцев».
Другие оппозиционные партии, такие как «зеленые» и Народный союз, во время «бронзовой ночи» молчали или поддерживали правительство, отмечается в документе посольства, ставшего достоянием общественности через Wikileaks.
«Сависаар же инициировал публичную и местами очень личностную атаку против Ансипа и его решения о переносе Бронзового солдата», — говорится в докладе.
Ситуация, в которой деятельность Ансипа и Партии реформ практически не встречала никакой критики, изменилась уже к осени 2007 года, когда рейтинг Партии реформ начал снижаться.