/nginx/o/2025/03/06/16699684t1h3250.jpg)
Экономика Эстонии в конце прошлого года после длительного спада наконец перешла к росту, и как предприятия, так и частные лица в целом позитивно оценивают перспективы. Однако, по оценке банка Luminor, в этом году ожидается лишь скромный экономический рост – порядка 1%, тогда как из-за повышения налогов инфляция останется высокой – на уровне примерно 5%.
Экономический спад, который длился два года, продолжался до первого квартала прошлого года, после чего ВВП Эстонии начал расти. Рост на 0,2% во втором и третьем квартале оказался выше первоначальных прогнозов, а в четвертом квартале ускорился до 0,7%, что в значительной степени было связано с ажиотажными покупками новых автомобилей перед введением автоналога», – отмечает главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
По его словам, несмотря на этот рост, в целом за 2024 год экономика Эстонии сократилась на 0,2%, а ВВП на душу населения уменьшился на 0,9%.
«В этом году в Эстонии ожидается 1% экономического роста, что можно считать естественным в сложные времена. Однако, если учесть, что с пикового уровня 2022 года ВВП Эстонии снизился на 5,4%, а в пересчете на душу населения – на 8,3%, то по сравнению с потенциальным ежегодным ростом в 2–3% наши доходы на душу населения теперь на 14–17% меньше. Это означает, что каждый житель Эстонии потерял до 5000 евро потенциального дохода», – поясняет Уускюла.
Как указывает эксперт, глобальные экономические риски возросли из-за нестабильного положения европейской экономики и теперь уже непредсказуемой экономической политики США. Тем не менее можно ожидать разворота ситуации и появления благоприятных условий для роста к 2026 году.
«Согласно текущему прогнозу, в следующем году рост будет более значительным – 2%. Это связано, во-первых, с ослаблением бюджетных правил в Европейском союзе, которым, вероятно, воспользуется и эстонское правительство. Кроме того, новая правящая коалиция, вероятно, откажется от части запланированных налоговых повышений, а экономика наших основных торговых партнеров – Финляндии и Швеции – демонстрирует признаки роста», – отмечает Уускюла.
Инфляция остается высокой
Цены на товары и услуги в Эстонии за последние пять лет значительно выросли, и подорожание продолжилось даже после резкого скачка в 2021–2022 годах. Если сравнить цены в декабре 2024 года с аналогичным периодом пятилетней давности, то окажется, что стоимость товаров и услуг увеличилась на 41,6%.
С точки зрения потребителя это означает, что если в конце 2019 года корзина товаров стоила 100 евро, то в декабре 2024 года за нее уже приходилось платить 141,6 евро, констатирует Ленно Уускюла.
В 2025 году инфляция продолжает оставаться высокой. В январе основным фактором подорожания стало введение автоналога, хотя оно пока не оказало значительного влияния на большинство потребителей. В феврале же увеличились расходы на жилье, досуг, а также в некоторой степени подорожали продукты питания.
Так как в середине года повышаются акцизы, а ставка налога с оборота вырастет с 22% до 24%, это неизбежно вызовет дальнейший рост цен.
«Зарплаты тоже продолжают увеличиваться, что особенно влияет на стоимость услуг. В результате цены в целом продолжат расти, и ожидаемая годовая инфляция в этом году составит 5%», – отмечает главный экономист Luminor.
«Если не произойдет новых глобальных или региональных потрясений, то в 2026 году можно ожидать некоторого ослабления инфляции до 3%», – дополняет картину Уускюла.
Зарплаты растут, но...
Несмотря на экономические трудности, официальная статистика последних лет отражает непрерывный рост зарплат, и в прошлом году этот тренд продолжился.
В 2024 году номинальная зарплата в Эстонии увеличилась на 8,1%, а по сравнению с 2019 годом – на 46,9%. Это примерно соответствует показателям периода 2014–2019 годов, когда средняя зарплата выросла на 41,2%.
Однако, по словам Уускюла, произошел серьезный сдвиг в покупательной способности населения из-за быстрого роста цен.
«До пандемии за пять лет реальная покупательная способность выросла на 28,4%, и работники ощущали реальные выгоды от повышения зарплат. Однако после пандемии за пять лет рост покупательной способности составил всего 3,6%, а в некоторые годы этот показатель даже снижался», – отмечает он.
На бюджет домохозяйств также сильно влияет высокий уровень Euribor, который существенно увеличил размеры ежемесячных платежей по кредитам, напоминает Ленно Уускюла.
Сокращение вакансий и рост безработицы
Прошлый год также стал рекордным по уровню безработицы – 7,8%, что является самым высоким показателем последних лет.
«Этот высокий уровень безработицы отчасти объясняется тем, что в статистику были включены украинские беженцы, но также он связан с общей ситуацией на рынке труда и состоянием экономики», – поясняет Уускюла.
В конце 2023 года в Эстонии было зарегистрировано 9100 вакантных рабочих мест. Последний раз число открытых вакансий опускалось ниже 9000 в 2020 году, во время пандемии. В годы экономического роста этот показатель превышал 11 000, поэтому рынок труда еще далек от восстановления.
Особенно сильно сократилось количество вакансий в обрабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, а также в государственном секторе, что, вероятно, связано с различными мерами экономии, констатирует эксперт.
Ранее предприятия стремились удержать работников, даже несмотря на падение объемов производства, но теперь все чаще наблюдается сокращение персонала для снижения затрат и повышения эффективности.
«Если работник не может быть загружен на полную ставку, компании вынуждены от него отказываться, – продолжает Уускюла. – Однако сейчас найти работу сложнее, чем раньше, и это отражается в прогнозах по уровню безработицы».
По его словам, прогнозируемый уровень безработицы в 2024 году составит 7%, а в 2026 году снизится до 6%.
Перспективы: осторожный оптимизм
Как отмечает главный экономист Luminor, последние пять лет были отмечены рядом беспрецедентных событий, которые оказали влияние как на мировую экономику, так и на геополитическую ситуацию.
«Несмотря на сложную ситуацию, как потребители, так и предприятия ожидают улучшения, и это подтверждается макроэкономическими данными. Объемы производства начали восстанавливаться, экспорт превысил прошлогодний уровень, а экономика снова демонстрирует рост», – говорит он.
«Хотя непредсказуемость стала частью нашей повседневной жизни, предприниматели и потребители не удовлетворены текущей ситуацией и стремятся к большему, а желание стремиться к лучшему – это основа будущего успеха», – заключает Ленно Уускюла.