Российские медиа сообщают о появлении в Псковской области нового вида волка, который якобы пришел из Эстонии. Rus.Postimees выяснил, что этой «новости» уже много лет, речь не о волке, звери из Эстонии в Россию чаще уходят по льду, чем по лесным тропам, а забор на границе им не помеха, в отличие от бешенства, которое звери приносят из РФ.
«Едем возле Мирожки, метров за двести до поворота шакал выскакивает на дорогу. Мы все озадачены», - в середине апреля процитировало Псковское агентство новостей слова очевидца, который встретил ранее неизвестного ему зверя.
Шакалить у восточной границы
Встреча псковича со зверем произошла прямо в городе, в районе Корытовского лесопарка. Так местные называют район печально знаменитого кладбища Орлецы.
«Ранее специалисты Полистовского заповедника (находится на восточной границе Псковской области в 210 километрах от Лухамаа - прим.ред.) сообщали, что золотистый шакал мог попасть в Псковскую область из Эстонии», - сообщают российские медиа.
Rus.Postimees присмотрелся к золотистому шакалу, его адресам и причинам готовности бежать на восток.
/nginx/o/2025/04/22/16792375t1h4fdb.jpg)
«Когда переехал - не помню…»
«Этот вид был обнаружен в Эстонии в 2013 году, когда был впервые застрелен обыкновенный шакал (Canis aureus). Теперь ясно, что шакал - не заносной вид в Эстонии, а новый вид, который распространился в нашей природе естественным путем», - подтверждает возможную связь псковского шакала представитель Эстонского общества охотников Андра Хамбург.
Сколько их всего в Эстонии, точно не известно, но популяция золотистого шакала одна из самых многочисленных.
«Если речь идет о волке как о хищнике, относящемся к семейству псовых, то, помимо волков, у нас есть шакал, лисица и енот. Точная численность популяций не известна, но с наибольшей вероятностью по убывающей самыми крупными популяцими являются еноты, лисы, волки и шакалы», - говорит Хамбург.
Главный специалист отдела живой природы Департамента окружающей среды Пеэп Мяннил поправляет коллегу.
«Обыкновенный шакал был впервые обнаружен в Эстонии в 2012 году, и с тех пор он здесь живет и размножается каждый год. Шакал в основном распространен вдоль западного побережья, но его ареал постепенно расширяется, и на сегодняшний день он есть даже в районе Чудского озера (первая его семья была зафиксирована в 2016 году на острове Пийрисар) и с 2023 года в районе озера Ляммиярв», - говорит специалист Департамента окружающей среды.
Сколько их?
«В Эстонии обитает один всего один вид волков - серый волк (Canis lupus). Его ближайшим родственником является шакал (Canis aureus). Других природных видов из этого рода в Эстонии нет, хотя все домашние собаки также принадлежат к этому роду. Но если волк - коренной вид для Эстонии, то шакал является новым поселенцем. Шакал естественным путем пришел сюда из юго-восточной Европы (Балканы, Кавказ)», - напоминает Пеэп Мяннил историю прописок зверя, который обеспокоил псковичей на кладбище.
Охотники Эстонии заметили рост численности волков только по тому, сколько стало попадать на камеры видеонаблюдения и сколько ущерба они наносят в последние годы, атакуя домашних животных.
«В Эстонии на численность волков влияют различные факторы. Например, доступность пищи, то есть если численность добычи (например, косули) уменьшается, это может привести к дефициту пищи для волков и повлиять на их выживаемость и размножение. Также важную роль играют болезни, особенно чесотка. Отчасти на численность волков влияют и погодные условия. Сильные снежные зимы могут затруднить передвижение добычи, что влияет на кормление и выживаемость волков», - продолжает рассказ представитель Эстонского общества охотников.
«На данный момент численность шакалов в Эстонии оценивается примерно в 100 особей, - лаконичен специалист Департамента окружающей среды Пеэп Мяннил. - Численность волков за последние три года увеличилась, в то время как численность шакалов оставалась в основном стабильной. Волков в Эстонии в три-четыре раза больше, чем шакалов».
Охота разрешена
«В Эстонии объемы охоты на крупных хищников, таких как волки, определяются в сотрудничестве с несколькими сторонами на научной основе. Департамент окружающей среды собирает данные о популяциях волков, включая наблюдения охотников и данные мониторинга. На основе этих данных Департамент разрабатывает рекомендации по объемам охоты. Областные охотничьи советы, в которые входят представители охотничьих угодий, земельных собственников и представители государства, обсуждают рекомендации Департамента и делают свои предложения по объемам охоты. Но окончательное решение по объемам охоты принимает Департамент окружающей среды, принимая во внимание и рекомендации, и предложения охотничьих советов», - описывают охотники алгоритм этого «суда».
Охота на шакала разрешена и в основном зависит от собственников земли, как предписано «Законом об охоте» напомнили в Эстонском обществе охотников.
Охота разрешена с ноября по февраль каждого года. Все последние годы количество убитых животных меньше официально разрешенного числа. Зимой 2022 года было 60 зверей из 67 разрешенных. В 2023 - 116 из 124. В 2024 - 149 из 157. В этом сезоне - 119 из 134.
«Волк - это крупный дикий зверь (охота на него ограничена квотами), а шакал - мелкая дичь (охота на него не ограничена квотами). Однако, оба вида защищены в Европе согласно Директиве ЕС о природных сообществах», - в свою очередь уточняет Пеэп Мяннил.
Их болезни
Несмотря на то, что шакалы в Псковской области скорее всего являются родственниками эстонских сородичей, самые опасные болезни у этих обитателей леса появились не в Эстонии.
«Наиболее распространенной инфекционной болезнью у волков является чесотка, которую они обычно получают при контакте с енотами. Также известно о бешенстве у волков. Несмотря на то, что Эстония объявлена свободной от бешенства уже много лет, угроза этой болезни все же существует, особенно с восточной границы. Чума собак также является заболеванием, распространенным среди псовых, но официально на волках в Эстонии она еще не была зафиксирована», - говорит Андра Хамбург.
/nginx/o/2025/04/22/16792371t1hcf4a.jpg)
Защитить животных могли бы прививки, но для диких животных это малоэффективно, очень дорого и велик риск повторного заражения, объясняют в эстонском обществе охотников.
«Ранее у нас была опасная для человека болезнь - бешенство, но благодаря вакцинации диких животных (путем разбрасывания вакцинных кормов с самолетов) эта болезнь была ликвидирована в Эстонии. В России бешенство все еще существует», - говорит Пеэп Мяннил.
Направление миграции бешенства на лапах волков и шакалов подтверждает и Имби Нурмоя, заместитель директора по вопросам здоровья животных LABRIS (Национальный центр лабораторных исследований и оценки рисков).
«Эстония уже более десяти лет свободна от бешенства благодаря многолетним целенаправленным мерам по его контролю. Тем не менее, бешенство остается самой опасной инфекцией, которой могут заразиться как дикие, так и домашние животные, а также люди. Несмотря на то, что болезнь в Эстонии не встречается, она может распространяться через границы вместе с дикими животными. Поэтому важно соблюдать осторожность и вакцинировать своих питомцев от бешенства», - сказала наша собеседница из Тарту, напоминая, что подробная информация о бешенстве доступна онлайн.
Бегут в Россию. А забор?
Игнорировать политические границы и законы людей волкам помогает природа.
«Да, мы слышали о том, что звери перемещаются в Россию, но точных данных у нас нет. Главным образом животные перемещаются при наличии льда», - делится опытом своих наблюдений представительница эстонских охотников.
«В России, в районе Псковского озера, для шакала есть множество подходящих местообитаний. Так что я не удивлен, что шакал распространился и там», - отмечает Пеэп Мяннил.
В то же время профессионалы не берутся оценивать влияние на миграцию животных забора на восточной границе, который PPA до прихода в МВД Игоря Таро обещал достроить к 2027 году.
«Теоретически, если забор стоит, это препятствует передвижению животных. Однако возможно, что они будут переходить через замерзшие водоемы зимой или плавают через них в другое время года», - предполагает Андра Хамбург.
Шакалов и волков Эстонии назвать самыми активными визитерами в Россию нельзя.
«В принципе, можно сказать, что все представители эстонской фауны перемещаются туда и обратно, но сколько именно животных это делает, оценить трудно, - говорит Хамбург. - Наверное, точную информацию об этом знает пограничная служба, но насколько она публична, я сказать не могу».
Тем волкам, которые все же ходят через границу по суше, может пригодиться реплика нового главы МВД, сказанная в эфире Rus.Postimees: «Нужно найти средства, чтобы достроить все отрезки забора». То есть гарантий, что все тропинки перекроют к концу следующего года, нет.
Как часто звери переходят границу и много ли из них застревают в заборе, в Департаменте полиции и погранохраны пояснить не смогли.
«К сожалению, я не могу сильно помочь с этим вопросом - так как граница проходит по дикой природе. Мы, конечно, встречаем диких животных в ходе нашей работы, но мы не ведем отдельный учет по этому вопросу. Также мы не ведем статистику о том, сколько раз животные повреждали забор. По оценкам, это происходит примерно десять раз в год. Тогда забор нуждается в ремонте из-за какого-то дикого животного. Обычно это означает, что забор погнут. Дикие животные не застревают в заборе», - сказал нам представитель PPA Каарел Каллас.
/nginx/o/2025/04/22/16792370t1h2fd9.png)
«Пока пограничный забор не построен полностью, животные могут свободно перемещаться туда и обратно, - спокоен Пеэп Мяннил. - Строительство забора, безусловно, замедлит движение животных, но по-прежнему будут доступны миграционные пути, такие как озеро Ляммиярв и граница вдоль реки Нарова, поэтому я не вижу катастрофической ситуации».
Как минимум один
И в Департаменте окружающей среды есть доказательства побега на восток, однако общей картины масштабов этой миграции нет.
«Нужно проводить специализированное наблюдение за животными на границе, чего на данный момент нет. Все молодые особи после того, как становятся независимыми, начинают искать себе новое место для жизни, поэтому без природных или искусственных преград на границе перемещаются все виды - и большие, и маленькие. Обычно животные мигрируют в ту сторону, где плотность популяции данного вида ниже, то есть, туда, где больше свободного места и пищи. Животные перемещаются в обоих направлениях: например, один волк с GPS-меткой (ошейником) мигрировал из Эстонии в Россию через реку Нарова и поселился там», - рассказал главный специалист отдела живой природы Департамента окружающей среды.
Но это точно не тот, кого встретили псковичи на кладбище города в 40 километрах от эстонской границы.
Более подробно о состоянии волков и шакалов, а также других диких животных Эстонии можно прочитать в ежегодном отчете по мониторингу дикой природы.