:format(webp)/nginx/o/2025/04/28/16805514t1hd277.jpg)
Самуил Голомб (68), деятель культуры и сферы образования с разнообразным и вдохновляющим жизненным и профессиональным опытом, как эстонец еврейского происхождения очень гордится своими корнями. Звучавшее иногда из уст матери горькое замечание «потому что ты еврей!» помогло ему оставаться верным своим целям и добиться успеха в жизни.
Если спросить Самуила, каково быть евреем в Эстонии, насколько он считает себя евреем или насколько это важно для него, он ответит: «Все мы родом из детства. Мне всегда говорили: не стыдись своей национальности. И если кто-то смеется над тобой из-за того, что ты еврей, не обращай внимания. Будь лучше их». Под превосходством над другими мать и бабушка, конечно же, подразумевали знания, умения и талант.
«Я не хочу сказать, что я талантливее других или в чем-то превосхожу их, но если ребенку с самого детства внушают, что он должен быть лучшим в классе, лучшим в театральной студии, потому что Аркадий Райкин – еврей, Эйно Баскин – еврей, а ты должен быть таким же хорошим, это формирует характер», – объясняет Голомб.
/nginx/o/2025/04/28/16805515t1h87c8.jpg)
По словам Самуила, он чувствует себя в Эстонии очень хорошо, даже слишком хорошо, по сравнению с другими представителями национальных меньшинств или членами еврейской общины. Он объясняет это тем, что его нельзя назвать чужаком, приехавшим сюда после войны. «Мои предки жили здесь еще в царские времена, моя бабушка была настоящей эстонской дамой той эпохи, которая называла Пярну Перновом, Таллинн Ревелем и Тарту Юрьевом. Мои корни оттуда. Мама всю жизнь – 43 года – проработала учителем английского, немецкого и русского языков в Техникуме Мыдрику. Поэтому я все-таки считаю себя местным, который к тому же свободно владеет эстонским языком. И это одна из причин, почему мне здесь так хорошо живется», – рассуждает он, противопоставляя себя тем членам еврейской общины Нарвы, которые прибыли в Эстонию после войны и ничего не знают о довоенной Нарве и Эстонии.
Еврейская семья берегла и эстонское национальное самосознание
Независимо от того, еврей вы или кто-то еще, вы не можете ограничиваться своей национальностью, считает Самуил и приводит пример: «У меня день рождения 17 января. Мама всегда говорила, что это божье благословение, что я не родился 24 декабря, ведь как бы мы тогда праздновали твой день рождения, если у эстонцев в этот день всегда тихий рождественский вечер». Так Самуил уже в детстве знал, что как бы весело ему ни было 24 декабря, он должен учитывать, что соседи-эстонцы зажгут свечи и будут тихо встречать Рождество. «В таком духе мы жили в Раквере. Я – раквереский парень», – говорит он.
/nginx/o/2025/04/28/16805518t1h921d.jpg)
В родительском доме почитали всё эстонское, и, помимо еврейских праздников, отмечали и все эстонские. С 1985 года он не пропустил ни один Праздник песни. «Ты все-таки должен знать, чем живет и дышит народ твоей страны», – уверен Самуил.
Возвращаясь к нашему времени, этого нельзя сказать о нарвитянах. Прожив в Ида-Вирумаа 17 лет, он считает незнание эстонского языка недостатком жителей Нарвы. И, собственно, неприятие эстонской культуры и ценностей. «Если ты не знаешь эстонского языка, то можешь читать об Эстонии на русском. И если хочешь пойти на Певческий праздник, ты не обязан владеть эстонским. На Певческий праздник можно пойти просто, чтобы почувствовать дыхание в унисон», – говорит Голомб.
Самуил приводит в пример молодого человека из Нарвы, который последние полтора года является его водителем. «Мы с ним частенько говорим о жизни и спорим. То, что он не знает, где находится парк Тойла, это ладно, но то, что он не знает, где находятся Пайде и Тюри, – уже совсем плохо. Он всю жизнь прожил в Нарве, нигде не был, слушает российское радио, смотрит российское телевидение и живет в своих собственных идеях фикс. Я рассказывал ему о фестивале "Творческий котел национальных культур", о том, что у нас в Нарве есть культурные объединения. В русском обществе культуры "Надежда" – 1200 членов, что очень много для одного объединения, они там поют и танцуют, у них есть свои библиотеки и национальная одежда, выставки и проекты. Он смотрит на меня большими глазами. Он не в курсе».
/nginx/o/2025/04/28/16805522t1h66d1.jpg)
Община стареет, молодежи не прибавляется
В феврале пришла новость, что Таллиннский еврейский детский сад закрывается и, по словам Самуила, это признак двух тенденций: во-первых, нет денег, а во-вторых, община стареет, практически нет людей в возрасте 40-50 лет, а значит, нет и детей. «Детский сад и частную школу содержали замечательные люди, но, к сожалению, еврейская община не смогла из-за нехватки средств дальше содержать учебные заведения (кроме детсада закрылась и частная школа - прим. ред.). Проекты у них были очень смелыми, организовывались летние лагеря, тематические дни, выезды, они стояли на голове, чтобы все было весело и интересно», – вспоминает Самуил, отмечая, что, к счастью, в Эстонии все же есть возможность получить еврейское образование на уровне основной и гимназической ступеней.
Продолжая тему старения общины, Самуил отмечает, что это проблема не только евреев, но и других национальных сообществ. «У нас в Нарве в еврейской общине 45 членов, и я в свои 68 лет - один из самых молодых, – констатирует он. – Дети разъехались кто куда. У меня один ребенок в Финляндии, другой – в Испании». По словам участвующего в круглом столе культурных объединений народов Ида-Вирумаа Самуила, там в основном можно наблюдать бабушек и дедушек, на фестиваль «Творческий котел национальных культур» тоже приходят пожилые люди. Это еще один признак того, что молодежи нет. Поэтому передача национального образования становится в стране крайне сложной задачей, считает он.
Возвращаясь к более приятным событиям, Самуил испытывает гордость и радость в связи с недавно появившимся на месте Нарвской синагоги мемориальным камнем. «Это очень большой проект, охватывающий несколько лет упорной работы. Происходили раскопки, мы неоднократно ходили к мэрам, было несколько кругов согласований, – с воодушевлением рассказывает он. – Теперь у нас новый проект: Нарвское еврейское кладбище, на котором первого человека похоронили в 1850 году, а последнего – в 1940-х». Поскольку кладбище превратилось в болото, поставлена цель его осушить: «Татарское кладбище рядом, мы соседи: евреи и мусульмане!» (Смеется.) По словам Самуила, они также хотят установить там небольшой мемориал.
/nginx/o/2025/04/28/16805537t1hf75d.jpg)
«В Раквере тоже есть желание обозначить место синагоги на улице Рохуайа, мы уже отреставрировали ограду Раквереского еврейского кладбища и вырубили деревья. Там 93 могилы, самые старые из них – 1700-х годов. Это важные вещи, связанные с нацией, такие проекты необходимо продвигать», – уверен он.
Община процветает, если все вовлечены
Несмотря на нехватку молодежи, Самуил очень рад, что еврейская община Нарвы столь активна. Активно действует также еврейская община Ида-Вирумаа во главе с Александром Дусманом, недавно удостоенным титула почетного гражданина Кохтла-Ярве. Также он стал лауреатом премии в области интеграции.
«Александр Дусман всю жизнь работал в Кохтла-Ярве, он тоже еврей. Он много лет возглавлял круглый стол национальных объединений (Круглый стол организаций национальных меньшинств Ида-Вирумаа, которым с марта руководит Майре Петрова – прим. ред.). И я до сих пор смеюсь над тем, что еврей, председатель организации, может собрать за одним столом 36 объединений национальных меньшинств Ида-Вирумаа», – говорит Самуил. Он добавил, если еврейская община Ида-Вирумаа – это скорее объединение академического характера, то община Нарвы – это как одна большая семья.
Помимо еврейской общины Нарвы, Самуил также поддерживает дружеские отношения с еврейской общиной Кохтла-Ярве. «У нас там 40-50 человек, мы встречаемся раз или два в месяц, чтобы поучаствовать в дискуссионном клубе. Темы разные, но всегда связаны с евреями, кто-то готовит доклад, другие слушают и потом обсуждают. А потом небольшой стол», – говорит Самуил, добавляя, что община отмечает все еврейские праздники: начиная с еврейского Нового года и Песаха и заканчивая зажиганием ханукальных свечей и Пуримом.
/nginx/o/2025/04/28/16805581t1h78a1.jpg)
«Также раз в год мы отправляемся на организованную мной экскурсию "Познай свою Эстонию"», – продолжает он. Так мы вместе были в Лахемаа, Тартуском ботаническом саду, центре Ahhaa, Раквере, Причудье, Вильянди и других местах. «Мы едем на автобусе и берем с собой людей из белорусских и русских культурных объединений. Мы оплачиваем все сами, нас никто не поддерживает. Но так как объединение хочет, мы ездим», – рассказывает он о замечательном сотрудничестве представителей различных национальностей в Нарве.
В прошлом году еврейская община Ида-Вирумаа отметила свое 35-летие. «Мы выпустили юбилейную книгу, в которой описаны важнейшие моменты истории евреев Нарвы», – с радостью рассказывает Самуил. В объединении теперь на русском языке также имеются две книги о Холокосте одноклассника Самуила, христианского пастора из Раквере Станислава Сиреля, которые в оригинале вышли на эстонском языке: «Я их перевел на русский язык, теперь люди могут читать их».
К концу своего длинного рассказа Самуил констатирует, что ни одно национальное объединение в Эстонии не заботится о своих пожилых людях так щедро, как это делают евреи. «Во время коронавируса мы получали маски, дезинфицирующие средства и лекарства, – говорит он. – У нас есть программа Maxima, на которую перечисляются деньги, чтобы мы могли покупать продукты. Частично компенсируются также лекарства и коммунальные платежи за зимние месяцы. У нас мощные социальные программы. Снимаю шляпу!»
Самая большая страсть – филателия
Одним из главных увлечений Самуила с детства является коллекционирование марок. К этому его подтолкнула мать, которая подарила на его восьмой день рождения первый альбом для марок. «Филателия – это чисто еврейское хобби. В Израиле многие люди собирают марки. На самом деле, это не хобби, а болезнь», – смеется он. Благодаря своему увлечению у него теперь есть друзья по переписке по всему миру, от Аргентины до Шри-Ланки.
Хобби позволяет легко находить общий язык и поддерживать дружеские отношения, даже если ваши политические взгляды диаметрально противоположны. Например, Самуил переписывается по электронной почте с россиянином, с которым они не только обмениваются марками, но и делятся личными переживаниями. «Мы говорили и о войне Путина: он считает, что его страна действует правильно, тогда как я называю ее фашистским государством», – рассказывает Самуил, добавляя, что, несмотря на разные политические взгляды, в их общении остаются и человеческие моменты.
/nginx/o/2025/04/28/16805641t1h3e26.jpg)
По словам Самуила, его коллекция марок растет благодаря широкому кругу друзей. «Поскольку я на пенсии, у меня не так много средств, чтобы приобретать новые марки. Конечно, я покупаю, но довольно мало и очень дешево. Новые марки я в основном получаю путем слепого обмена. Размещаю объявление, что обменяю 500 разных марок на такое же количество марок из любой страны мира», – с энтузиазмом рассказывает он. «Я не знаю, что получу от тебя, а ты не знаешь, что получишь от меня», – объясняет он процесс обмена марками. У Самуила дома даже есть отдельная комната для марок, и в настоящее время там ждут распаковки и сортировки семь посылок. Каждая упаковка содержит от 250 до 500 марок.
По словам Самуила, он старается искать страны за пределами нашего региона, такие как Индия, Шри-Ланка, Аргентина и Объединенные Арабские Эмираты, ведь оттуда можно получить особенно интересные экземпляры. На примере марок также интересно смотреть, как распались большие государства. «В одном из моих альбомов – Югославия, а рядом семь альбомов с марками стран, которые появились после ее распада», – рассказывает он. «У меня также есть стопка альбомов с марками Советского Союза, а рядом – целых 18 альбомов с марками новых государств, образовавшихся на этой территории», – продолжает Самуил.
«Я – фанат маленьких стран! – заявляет Самуил. – Я ждал независимости Эстонии. Слушал "Голос Америки", у меня за шкафом была антенна из согнутой проволоки. И вот дома мы слушали, что придет белый корабль». Какой бы напряженной ни была политическая ситуация, Самуил верит, что маленькие страны сохранятся. «Сейчас Россия больше всего боится именно того, что распадется на маленькие государства. И это вполне возможно: татары, Дагестан – там сильная сила, там хватает свободомыслящих людей. Но Россия подавляет их всех», – заключает он.
Два вопроса
– Любимый еврейский писатель?
– Шолом-Алейхем. У моей тети дома был его сборник, так что все его произведения были прочитаны на русском. Многие даже не знают, что на основе его рассказа «Тевье-молочник» был создан знаменитый мюзикл «Скрипач на крыше».
– Любимый еврейский художник?
– Марк Шагал. Несколько лет назад Нарвское белорусское общество «Сябро» вместе с нашей еврейской общиной реализовало замечательный проект. Поскольку в тот год отмечался 135-й день рождения Шагала, были проведены интересные викторины, организованы конкурсы рисунков и другие мероприятия. В ходе этого проекта я узнал больше о Шагале, и он произвел на меня большое впечатление.
Интервью провел и записал Мерит Пярнпуу.
Cтатья является частью медиапрограммы «Эстония в лицах», которая знакомит с богатством культур Эстонии. Медиапрограмму поддерживает Министерство культуры и софинансирует Европейский союз.
Другие интересные материалы, созданные в рамках медиапрограммы, вы найдете на сайтe Мы все – лицо Эстонии — Kanal 2