Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи
Для подписчиков

POSTIMEES В ГРЕНЛАНДИИ Гренландцы считают, что разговоры о безопасности – лишь предлог

Когда президент США Дональд Трамп в январе выразил желание заполучить Гренландию, этот огромный остров с населением 57 000 человек, принадлежащий Королевству Дании, оказался в центре внимания всего мира. Кроме США, на остров также посматривают Китай и Россия, однако за всем этим стоит вовсе не забота об обеспечении безопасности региона.

Гренландия, или Калааллит-Нунаат (на гренландском языке - «земля калааллитов») - самый большой в мире остров, расположенный в самом центре Арктики. Для американцев это место вовсе не terra incognita (с лат. «неизвестная земля»): идея захватить или купить остров обсуждалась в США еще в прошлом веке. Например, во время Второй мировой войны, когда Дания была оккупирована нацистской Германией, Гренландия находилась под контролем США. Дональд Трамп также предлагал купить Гренландию еще в свой первый президентский срок, в 2019 году.

Во время экспедиции в Гренландию Postimees посетил столицу Нуук и второй по величине город страны Сисимиут

Кристина Йонсен, адвокат и организатор антиамериканских протестов во втором по величине городе страны, Сисимиуте, рассказала Postimees, что сначала все просто смеялись над идеей Трампа: «В 2019 году я была в Вашингтоне, и когда меня спрашивали, зачем я приехала, я отшучивалась, мол, я здесь, чтобы купить Америку. Но потом я заметила, что американцы вдруг стали гораздо лучше осведомлены о Гренландии, чем раньше».

Однако теперь Трамп уже прямо угрожает купить Гренландию или применить военную силу для ее захвата.

«Нам нужна Гренландия, это чрезвычайно важно для международной безопасности. Гренландия должна быть нашей. Вопрос не в том, думаете ли вы, что мы сможем обойтись без нее - нет, не сможем. Если вы сейчас посмотрите на Гренландию, на морские пути, то повсюду увидите китайские и российские корабли. Мы не можем полагаться на Данию или на кого-либо еще», - заявил Трамп в марте, незадолго до визита членов его администрации на остров.

На фото - Кристина Йонсен, адвокат и организатор антиамериканских акций протеста в Сисимиуте. Йонсен рассказала Postimees, что сначала над идеей Трампа купить Гренландию смеялись, но теперь люди стали этого бояться.

Дания осудила США за оказание давления, а премьер-министр страны Метте Фредериксен назвала поведение Дональда Трампа неприемлемым. Во время апрельского визита в Гренландию она пообещала, что Дания поддержит свой полуавтономный регион в противостоянии планам американского президента.

Китай и Россия также проявляют большой интерес к крупнейшему острову Арктики: первый - по экономическим причинам, вторая - из-за стратегического положения Гренландии. В телевизионных программах кремлевского пропагандиста Владимира Соловьева российские политики и военные рассуждали о том, чтобы забрать Гренландию себе или, в худшем случае, поделить ее с Трампом.

Во время пребывания Postimees в Гренландии там некоторое время находился и российский олигарх и основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков. Его роскошная яхта La Datcha без особого внимания пришвартовалась в порту города Сисимиут, а позже дошла и до Нуука. Местные СМИ писали, что Тиньков прилетел на частном самолете и привез с собой яхту, чтобы совершить  тур по острову вместе с гостями.

По словам жителей Сисимиута, Тиньков, который публично критиковал войну в Украине и поэтому не находится под санкциями, ежегодно приезжает отдыхать в Гренландию. Сам Тиньков в социальных сетях похвалил Гренландию, назвав ее лучшим местом для хели-ски (горнолыжных прогулок с использованием вертолета).

На Пасху в центре Нуука, столицы Гренландии, где расположены автономное правительство и парламент, было очень оживленно.

Логика Арктики больше не работает

После высказываний Трампа Гренландия стала объектом пристального внимания мировых СМИ. Уже несколько месяцев подряд в столице наблюдается настоящий наплыв журналистов.

Среди тех, кто приехал в Арктику, - французский теледокументалист Валид Берриссуль. Хотя в последние десятилетия Крайний Север в целом был свободен от геополитической напряженности, Берриссуль отмечает, что сейчас ситуация кардинально изменилась.

«Я думаю, что одна из особенностей Дональда Трампа - это его удивительная способность привлекать внимание к тем местам, которые прежде почти никто не замечал, - говорит Валид, который уже много лет освещает события в странах, которые переживают перемены. - В былые время в Норвегии говорили: чем дальше на север, тем спокойнее. А сейчас все наоборот. Трамп умеет устраивать скандалы, и теперь он привлек внимание к Гренландии - сюда съехались буквально все. Это может создать проблемы, потому что местные жители очень спокойные, предпочитают уединение, и такой ажиотаж им мешает».

Документалист и журналист французского национального телевидения Валид Берриссуль - один из многих журналистов, которые отправились в Гренландию после угроз Дональда Трампа.

Хотя Трамп делает акцент на усилении безопасности, Гренландия уже давно является территорией НАТО. США располагают здесь военной базой Питуффик и при необходимости могут увеличить свое военное присутствие в сотрудничестве с Данией. Во время Холодной войны у США было несколько военных баз в Гренландии, а на одной только базе Питуффик тогда размещалось 6000 солдат, тогда как сейчас их всего 150.

Депутат парламента Гренландии, представитель коалиции от бывшей партии премьер-министра Inuit Ataqatigiit Пипалук Люнге сказала Postimees, что сейчас многие сильно беспокоятся о будущем. Она отметила, что другие народы инуитов - на Аляске, в Канаде и в Сибири - не смогли добиться такой автономии, какую гренландцы получили благодаря Дании, поскольку находятся под властью крупных держав. Но теперь из-за действий Трампа и гренландцы начинают тревожиться.

«Мы всегда были частью системы безопасности, и у американцев есть постоянный доступ к своим базам. Сейчас у них все еще есть территория в Питуффике, которую недавно посетил вице-президент Джей Ди Вэнс. Поэтому для нас главный вопрос в том, что будет, если одной базы в Питуффике окажется недостаточно и захотят установить контроль над всей Гренландией: сумеем ли мы тогда сохранить свою самостоятельность, а также гренландский язык и культуру?» - объясняет Люнге.

По словам Йонсен, сообщения из США вызвали панику и среди датчан, ведь за последние годы они значительно сократили свое военное присутствие в Гренландии.

«Трамп говорит, что Дания недостаточно защищала Гренландию, но я думаю, что у датчан было много возможностей заткнуть Трампа, вернув свои военные базы, а также сделав больший вклад в развитие гренландского народа, чтобы наше общество могло развиваться. Это могло бы стать решением, - предлагает адвокат. - На мой взгляд, безопасность - это лишь предлог для Трампа, чтобы захватить Гренландию. Но у него может быть и другая цель - добыча полезных ископаемых».

Критически важные полезные ископаемые и потенциальный торговый путь

Эрик Йенсен, бывший министр финансов Гренландии и депутат парламента от социал-демократической партии Siumut, уверен, что главный интерес к Гренландии появился из-за изменения климата. Потепление открывает новый важный торговый маршрут в Арктике и делает месторождения полезных ископаемых более доступными. Гренландский ледяной щит стремительно тает, и потенциальный торговый путь через Северо-Западный проход в Арктике вкупе с ценными редкоземельными металлами означает и власть, и деньги.

Из-за изменения климата может открыться новый важный торговый путь через Арктику. Ледяной покров Гренландии быстро тает, и возможный торговый маршрут через арктический Северо-Западный проход становится все более привлекательным для мировых держав.

«Геополитическое положение Гренландии в современном мире играет очень важную роль, - отмечает Йенсен. - Из-за климатических изменений лед на морском пути через Северо-Западный проход тает, у россиян много ледоколов, а у США их почти нет. Власти Дании тоже не инвестировали в ледоколы и сделали недостаточно для защиты союзников».

Также большой интерес вызывают ценные минералы, которые еще не добывались из недр крупнейшего острова мира. Здесь есть и критически важные, и редкоземельные элементы, крайне необходимые для развития экологических технологий будущего, а также залежи ископаемого топлива.

Однако добыча полезных ископаемых затруднена тем, что Гренландия покрыта толстым слоем льда, имеет неразвитую инфраструктуру, суровый арктический климат и строгие экологические нормы. Только 20 процентов территории острова свободны ото льда, а между городами нет никакого сообщения - добраться можно только на самолете, вертолете или лодке. По всем этим причинам в Гренландии в настоящее время насчитывается всего две действующие шахты.

Эрик Йенсен, член парламента Гренландии, бывший министр финансов и экс-председатель социал-демократической партии Siumut, считает, что в будущем Гренландия сможет успешно использовать свои полезные ископаемые.

«У нас много ресурсов: рыба и важнейшие минералы, которые очень нужны остальному миру. Уже во время Второй мировой войны Гренландия поставляла союзным войскам хризолит, необходимый для производства алюминия для самолетов, что позволило американцам увеличить свое превосходство в воздухе», - объясняет бывший министр финансов Гренландии.

Китайцы жаждут завладеть местными урановыми месторождениями, однако в 2021 году Гренландия запретила добычу урана, и проект компании Energy Transition Minerals в небольшом городке Нарсак на юге острова был приостановлен. Эта горнодобывающая компания, базирующаяся в Перте (Австралия), частично принадлежит Shenghe Resources, которая поддерживается правительством Китая.

Из-за препятствий для реализации своих планов фирма подала в суд на Гренландию, требуя либо разрешения на разработку месторождения, либо компенсацию до 11,5 миллиарда долларов. Об этом в марте писал The Guardian. Если суд примет иск к рассмотрению, судьба этой шахты, вызвавшей сильное сопротивление среди местных жителей, может решиться уже в этом году.

Для передвижения по Сисимиуту и за его пределами используют снегоходы, ведь дорог между городами здесь нет.

Равнодушие к желаниям местных жителей

Берриссуль рассказал Postimees, что эта своеобразная золотая лихорадка свидетельствует о безразличии великих держав к местной общине. Французский теледокументалист добавил, что если в Гренландии появятся «зеленые человечки», как это было в Крыму в 2014 году (где он тогда тоже находился), это будет означать, что США и Трамп ведут себя так же, как Россия под руководством Путина.

«Возможно, эти авторитарные лидеры считают Гренландию, как и Крым, просто территорией, местом, которое великие державы присваивали себе в XVIII или XIX веке, когда еще не существовало правового государства. Это кажется странным и даже пугает», - отмечает Валид.

Люнге надеется, что администрация Трампа поймет: угрозы другим народам не приведут ни к чему хорошему, а союзы гораздо важнее, чем свержение того или иного правительства.

Пипалук Люнге - член парламента Гренландии и представитель партии Inuit Ataqatigiit, которой раньше руководил бывший премьер-министр. Во время беседы с Postimees в здании парламента она рассказала, что в Гренландии опасаются: если датчане уйдут, США могут аннексировать остров.

«Очень трудно понять, всерьез Трамп говорит все это или это просто шутка, - объясняет депутат парламента. - И то, что нас называют то красной, то белой, то синей страной, оскорбительно. Как и предложение ежегодно выплачивать каждому по 10 000 долларов.

Гренландцы не хотят оказаться под властью США. Мы не хотим быть американцами, мы хотим оставаться гренландцами. Мы боролись за это и будем продолжать бороться. Мы не были и не будем выставлены на продажу, но, мне кажется, администрация Трампа нас не слушает».

Комментарии
Наверх