Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Эстонский министр и российский дипломат: в возрасте восьмидесяти лет скончался Артур Кузнецов

Артур Кузнецов.

В возрасте восьмидесяти лет скончался Артур Кузнецов, первый министр по межнациональным отношениям Эстонии в правительстве Эдгара Сависаара. Кузнецов, уроженец Печор, был гражданином Эстонии и известным политиком. Его фигура вызывает разногласия: в 1992 году он ушел на дипломатическую службу в Россию.

Правительство Сависаара было создано после первых и, по сути, последних свободных выборов в Верховный совет Эстонии, где голосовать могли все постоянные жители страны. Благодаря этому в эстонской политике появились многие русскоязычные деятели, стремившиеся участвовать в жизни независимой Эстонии.

Бывший советник эстонского правительства Владимир Юшкин поделился с Postimees, что у Кузнецова было мышление настоящего физика, то есть он ко всему подходил с технической точки зрения. «Он был русским с умеренными взглядами, поддерживал эстонскую “поющую революцию” и даже став министром, сохранил прежнее отношение. Но при этом он не полностью принимал точку зрения большинства эстонцев, и из-за этого его судьба оказалась непростой», - сказал Юшкин.

Журналист Олег Самородний в своей книге называет Кузнецова загадочной личностью. В 1991 году он без объяснения причин уехал в Россию и устроился в Министерство иностранных дел, где ему присвоили статус чрезвычайного и полномочного посла. Кузнецова хотели назначить российским послом в Эстонию, и тогдашний президент России Борис Ельцин утвердил его кандидатуру, однако эстонская сторона не согласовала это назначение.

Верил в светлое будущее

Юшкин подчеркивает, что Кузнецов был сложной личностью. «Он не был советским человеком и не был коммунистом, но в вопросах межнациональных отношений придерживался советских принципов. Это был порядочный человек со своими убеждениями: он старался искать компромиссы ради дружбы народов и по-настоящему верил в будущее».

Бывший государственный министр в правительстве Сависаара Райво Варе вспоминает коллегу так: «Он был русским демократом, оказавшимся между двумя эпохами. Тогда интеллигентным людям было особенно тяжело. Кузнецов, среди прочего, отвечал в правительстве и за работу с представителями Интердвижения. Но когда надо было вести непростые переговоры, отправляли меня - возможно, потому, что ему не хватало жесткости. Он был интеллигентом, которому сложно было спорить с агрессивными собеседниками».

В книге «Дневник премьер-министра» Юшкин приводит письмо Кузнецова, опубликованное в 1990 году в газете «Советская Эстония» и адресованное Михаилу Горбачеву. В нем Кузнецов опровергал информацию Москвы о якобы острых межнациональных конфликтах в Эстонии и доказывал, что жители страны способны урегулировать отношения между собой сами, без вмешательства центра. По его словам, эстонские националисты предлагали разумные решения по гражданству, что вдохновило его на дальнейшую работу ради гражданского общества.

Варе отмечает, что в начале 1990-х Россия пыталась отправлять на дипломатическую работу за границу интеллигентных, хорошо знающих местную специфику людей, но пыталась делать это слишком прямолинейно. Вскоре от такой практики отказались, ведь по мере возвращения России к имперским порядкам, востребованными оказались совсем другие качества.

Юшкин добавляет, что российские политики сначала возлагали на Кузнецова большие надежды. «Он получил звание посла очень быстро, обычно для этого уходит вся дипломатическая карьера. Видимо, Кузнецов придерживался идеи, что Эстония должна оставаться федеративной республикой, и стремился к более тесным отношениям с Россией».

Когда Эстония отказалась согласовать назначение Кузнецова послом, он поступил в Московскую дипломатическую академию. С 1995 по 2002 годы Кузнецов возглавлял представительство российского МИД в Калининграде, затем, до 2007 года, работал в посольстве России в Польше. Позже преподавал на кафедре политологии и социологии Калининградского университета.

Скромный финал в Эстонии

В последние годы Артур Кузнецов жил в Тарту, работал в компании AS Ldiamon в местном научном парке. Эта фирма занимается разработкой и производством устройств на основе УФ-С светодиодов.

В Тарту проживает и его сын Родион, который рассказал, что отец по-прежнему интересовался политикой Эстонии, хотя участия в ней уже не принимал. «Он обсуждал происходящее с семьей и друзьями, но не делал этого публично», - сказал Родион.

Вспоминая отца, Родион отмечает, что начало 1990-х было очень непростым временем. «В какой-то момент он почувствовал, что должен попробовать себя в политике, а не только в науке, и сделал свой выбор. Он всегда старался искать компромиссы, а не навязывать свою волю. Отец никогда не испытывал злости или обиды на Эстонию, относился ко всему философски - “надо принимать жизнь такой, какая она есть”».

Тихий город Тарту пришелся Кузнецову по душе - он сам был человеком очень спокойным. Живя рядом с научным парком, ежедневно ходил на работу пешком.

Редакция Postimees выражает соболезнования сыну Артура Кузнецова, его дочери, живущей в Петербурге, четырем внукам и правнучке в связи с потерей дорогого члена семьи.

Комментарии
Наверх