/nginx/o/2025/06/09/16910440t1had14.jpg)
В конце мая в крупнейшем русскоязычном городе Юго-восточной Латвии прошли праздничные мероприятия по случаю Дня города, а на местных выборах, которые прошли после этого, партия мэра заняла практически все места в городском совете - за исключением одного.
В Даугавпилс ведет дорога длиной чуть более восьми километров - шоссе 18 Ноября, названное в честь Дня независимости Латвии. Во времена оккупации главная улица второго по величине города Латвии называлась улицей Красной Армии.
От зеленой окраины города, по численности населения сопоставимого с Тарту, шоссе 18 Ноября ведет в коридор советских пяти- и девятиэтажек с обветшалыми балконами. Между этими домами притаилась церковная гора с башнями католического, лютеранского и православного храмов, а заканчивается все это у самой большой реки южных соседей - Даугавы, которая и дала городу имя.
/nginx/o/2025/06/09/16910444t1h90b2.jpg)
«Наш уровень жизни можно сравнить с Бангладеш. Латвия очень поляризована: есть богатая Рига и есть бедный регион Латгалия, - говорит Йорен Добкевич, основатель и руководитель Института культуры New East в Даугавпилсе. - Людей, которые с трудом удовлетворяют свои базовые потребности, обычно не интересуют идеалы демократии».
Если в Риге в начале года уровень безработицы составлял пять процентов, то на исторических землях латгалов в Юго-восточной Латвии он вырос до 10,7 процента. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), житель Даугавпилса в среднем получает на 19 процентов меньше медианной зарплаты по Латвии.
Бедность особенно заметна в городском пейзаже возле конечных трамвайных остановок: о ней напоминают опустевшие магазинчики на цокольных этажах жилых домов и потертые рекламные плакаты парикмахерских, висящие рядом с магазинами без окон.
Ностальгия по СССР
«Экономические проблемы начались здесь еще в 1990-х, когда после распада Советского Союза в Даугавпилсе рухнула промышленность. Многие местные до сих пор живут в советской ностальгии, знают по-латышски только несколько слов и совсем не ощущают себя частью остальной Латвии», - объясняет журналист Латвийского радио 4 Сергей Кузнецов.
По его словам, местные жители знают, что Латвия была независимым государством еще до Второй мировой войны, но большинство из них сами происходят из семей, которые приехали сюда из советской России, Беларуси или Украины.
Добкевич отмечает, что после пандемии коронавируса и начала войны в Украине жители Юго-восточной Латвии лишились доходов, которые раньше поступали из-за восточной границы. Однако за последние три года даугавпилчане научились держать язык за зубами и не высказывать недовольство вслух.
/nginx/o/2025/06/09/16910452t1h6518.jpg)
«Если относиться к жизни с позитивом, то и жить в Даугавпилсе нормально. А если смотреть на все негативно, то все кажется мрачным - в итоге все зависит от твоего отношения», - говорит 55-летняя Ольга, которая работает продавцом в магазине Tip Top на первом этаже кирпичного дома. О политике и новостях она говорить не хочет: «У меня есть работа, ноги-руки тоже на месте».
К концу мая на улицах города нет ни малейших признаков приближающихся июньских выборов: все готовятся к празднованию 750-летия Даугавпилса, и в честь этого на домах развеваются городские красно-белые флаги. Лишь таблички избирательных участков на школьных зданиях напоминают о том, что скоро местные власти могут измениться.
/nginx/o/2025/06/09/16910454t1h0e10.jpg)
36-летний Денис катает туристов на лодке по Даугаве, реке, которую отрезают от города шоссе, забитые машинами, а из-за сильных дождей она часто выходит из берегов.Полчаса такой поездки стоит пять евро, но клиентов почти нет.
«Мне нечего сказать про жизнь здесь. Все нормально, - говорит лодочник. - Я не верю в демократию, на выборы не хожу. Выбирать все равно не из кого. Разве где-то по-другому?»
«Единственные, за кого можно проголосовать - это партия нынешнего мэра, потому что они действительно что-то делают. Остальные партии абсолютно бессмысленны. У нас стоило бы сделать избирательные союзы, как в Эстонии», - рассказывает 67-летний Олег. Раньше он работал на химическом заводе, а сейчас на пенсии.
«Работы здесь нет, и вся молодежь уезжает, - говорит 65-летний Евгений. - Я не голосую на выборах, они ничего не меняют. Единственное, что сейчас делают - это празднуют 750-летие города. О войне в Украине я говорить не хочу, я пацифист». Евгений вспоминает, как в советское время работал и в Эстонии, в совхозе в Кийза.
/nginx/o/2025/06/09/16910443t1hec2d.jpg)
Если на парламентских выборах 2022 года партию «Согласие», представляющую русскоязычное меньшинство Латвии, не избрали в Сейм, то мэр Даугавпилса, 43-летний Андрей Элксниньш, четыре года назад победивший на выборах в городскую думу в составе «Согласия», теперь объединил своих депутатов под эгидой новой партии «Вперед, Латгалия!» (лат. Sarauj, Latgale!).
В городской думе Даугавпилса 15 мест. На протяжении последних четырех лет семь из них принадлежали мэру, а остальные занимали депутаты от небольших партий, которые фактически стали его союзниками. 7 июня партия мэра «Вперед, Латгалия!» одержала историческую победу, получив 14 из 15 мест - ее поддержали 68 процентов избирателей.
Еще в мае 2024 года в Даугавпилсе на памятнике советской армии все еще горел вечный огонь - это было последнее такое место во всей Латвии. В других регионах обращали внимание и на то, что мэр Элксниньш активно выступал против переименования улиц с русскими названиями. В то же время партия премьер-министра «Новое единство» не участвовала в муниципальных выборах в Даугавпилсе и не выдвигала там свой список кандидатов.
Тяга к востоку
Даугавпилс хоть и не находится прямо на границе, как Нарва, но до границы с Беларусью от города всего 15 минут езды, а до российской - примерно 120 километров.
Помещения консульства Беларуси, окруженные колючей проволокой и находящиеся под охраной полиции, расположены в самом центре города, рядом с шоссе 18 Ноября. Немного дальше находится автовокзал, куда заезжает серый туристический автобус, прибывший из Минска. Несмотря на спад в промышленности, туристическим компаниям, кажется, работы по-прежнему хватает.
«Для многих даугавпилчан Беларусь - страна мечты, а Лукашенко - лучший президент. У многих там живут родственники. Летом люди ездят в Беларусь в гости к бабушкам и навещают местные кладбища», - рассказывает Кузнецов.
Жителей второго по величине города Латвии привлекают кинотеатры, театры и санатории, находящиеся в белорусских городах, а автобусное сообщение со страной Лукашенко даже более интенсивное, чем, например, с Ригой. «Порой кажется, что железный занавес проходит не по границе Латвии с Беларусью и Россией, а где-то по границе остальной Латвии и Латгалии», - считает Добкевич.
Жителей второго по величине города Латвии привлекают кинотеатры, театры и санатории, находящиеся в белорусских городах, а автобусное сообщение со страной Лукашенко даже более интенсивное, чем, например, с Ригой
Война в Украине до сих пор вызывает противоречивые чувства, и местные жители стараются избегать этого вопроса. Мэр Элксниньш неоднократно высказывался так, что из его слов можно понять: он считает Крым частью России.
Добкевич руководит Институтом культуры New East, ставшим своеобразным оазисом в городе, где 90 процентов жителей говорят по-русски. Здесь люди могут безопасно говорить об истинном лице Владимира Путина и о положении политзаключенных в Беларуси. «Это уникальное место, где можно открыто поддерживать Украину», - говорит Йорен.
/nginx/o/2025/06/09/16910445t1haebd.jpg)
Добкевич отмечает, что в учреждениях, которые контролируются городскими властями - например, в музеях, библиотеках или театрах - это сделать невозможно. Он добавляет, что даже работников городского озеленения наказывали за то, что они случайно поставили в одну вазу желтые и синие цветы - как на украинском флаге.
Добкевич объясняет, что они собирались устроить выставку о войне в Украине, но им неожиданно отказали в помещении: вместо этого там на полгода разместили выставку фотографий цветов. Он также отмечает, что любые мероприятия в поддержку Украины до сих пор можно проводить только под охраной полиции, иначе участникам может быть небезопасно.
/nginx/o/2025/06/09/16910455t1ha3ec.jpg)
В последнюю пятницу мая улицы Даугавпилса, словно бабочки, заполняют младшеклассники: у одного ребенка в руках свидетельство, у другой девочки на голове нарядный белый бант. А возле университета совсем пусто.
По словам Добкевича, главное отличие Даугавпилса от такого же по размеру Тарту - почти полное отсутствие студентов и молодежи на улицах: «Молодежи здесь почти нет, и это сказывается на активности, творчестве и новых идеях в городе».
Отсутствие перспектив для молодежи
«Даугавпилс отличается от других городов Латвии тем, как его жители воспринимают страну и Европейский союз: большая часть общества здесь не чувствует себя частью западного мира, - рассказывает 21-летняя Анжелика Литвиновича, уроженка Даугавпилса и студентка Рижского университета. - Если поддерживаешь Украину, появляется ощущение изолированности и небезопасности, будто ты в меньшинстве. К тому же наш мэр нередко способствует распространению российской пропаганды, из-за чего многие местные чувствуют себя оторванными от остальной страны».
/nginx/o/2025/06/09/16910453t1h6fef.jpg)
20-летний Янис, который всю жизнь прожил в Даугавпилсе и теперь работает в университете, соглашается с Анжеликой и отмечает, что во время пандемии и после нее жизнь в Даугавпилсе была очень трудной, но сейчас ситуация более-менее нормализовалась: «Главная проблема в том, что молодежь уезжает. Причина - отсутствие перспектив. Даже те компании, у которых есть потенциал, пока очень малы, и потребуется много времени, чтобы они выросли».
Малое количество молодежи в Даугавпилсе повлияло и на июньскую предвыборную кампанию: партии в основном делали упор на здравоохранение и социальные темы, которые больше всего волнуют пожилых жителей города. Всего в выборах участвовали кандидаты от 15 партийных списков, а из правящих партий своих кандидатов выдвинул только «Союз зеленых и крестьян».
К концу мая, к празднованию 750-летия, центр Даугавпилса преобразился: здания на главной площади покрасили, а везде расставили яркие горшки с весенними цветами. Все выглядело так, будто город готовится к свадьбе.
Малыши радуются временной карусели, установленной в центре города. Между торговыми палатками и фуд-кортами местные музыканты настраивают инструменты, а у фонтана беседуют бабушки в шляпках и халатах.
В праздничный день на улицах Даугавпилса не слышно ничего пророссийского, но и выражений поддержки Украине тоже не видно. Ощущения приближающихся выборов нет, будто с белорусской границы не прорываются толпы нелегальных мигрантов.
«В Латвии поддержка Кремля запрещена законом, однако многие политические партии, которые пытаются заручиться поддержкой русскоязычных избирателей, используют в своих обращениях двусмысленные формулировки, понятные русскоговорящей общине», - отмечает политолог исследовательского центра Providus Ивета Кажока.
«Даугавпилс похож на заброшенное место, хотя это второй по величине город, - объясняет Кажока. - Люди действительно ощущают себя покинутыми. Они считают, что политикам на национальном уровне нет дела до того, что происходит в их городе, и что их оставили одних. Бывший член партии "Согласие", мэр Элксниньш строит внутри этого города свою собственную вертикаль власти».
Ивета считает, что сейчас у мэра самого крупного города Юго-восточной Латвии нет ни одного серьезного соперника, тем более что, хотя многоквартирные дома и нуждаются в ремонте, улицы города очень чистые, как в Беларуси, а до столицы далеко.
/nginx/o/2025/06/09/16910450t1h71c1.jpg)
За пределами сияющего центра, во дворах, на стенах домов бросаются в глаза воинственные граффити. В трамвае №1 кондуктор берет за проезд евро и выдает бумажный билет. После этого трамвай везет пассажиров - местных жителей и одного журналиста из Эстонии - в спальный район на шоссе 18 Ноября.
Выборы омрачила неисправность информационной системы
Местные выборы в Латвии были омрачены сбоем в электронной системе подсчета голосов, из-за чего оглашение результатов задержалось. При подсчете бюллетеней нельзя было воспользоваться сканерами, поэтому избирательные комиссии на участках работали вручную.
В настоящее время создана комиссия для расследования провала обновления электронной системы подсчета голосов, на которую было потрачено 1,8 миллиона евро.
Латвийский вещатель LSM предположил, что, вероятно, кто-то понесет ответственность за случившееся, и вскоре сообщил, что директор Государственного агентства цифрового развития Йоренс Лиоп был уволен правительством.
Что касается результатов выборов, то все взоры были прикованы к Риге, где, согласно предварительным данным, победу одержала партия «Латвия на первом месте» Айнарса Шлесерса, обращавшаяся в том числе и к русскоязычной аудитории, получив 18,2 процента голосов и 13 мест в крупнейшем в Латвии 60-местном городском совете.
На второе место в столице вышла социал-демократическая правящая партия «Прогрессивные», получив 16,6% голосов (11 мест), а на третьем оказалась консервативная партия «Национальное объединение» с результатом 14,3% голосов (десять мест).
В Латвии всего 1,38 миллиона избирателей, 409 тысяч из которых живут в Риге. В Рижскую думу прошли в общей сложности семь партий, и ожидаются трудные коалиционные переговоры, по итогам которых национальные силы могут объединиться и оставить Шлесерса без поста мэра, прогнозирует агентство LETA.
Лидер партии «Прогрессивные» Виестурс Клейнбергс вскоре дал понять, что пригласит на коалиционные переговоры «Национальное объединение», «Новое единство» и «Объединенный список».
/nginx/o/2025/06/09/16910441t1he7f3.jpg)
Во втором по величине городе Латвии - Даугавпилсе - абсолютное большинство в думе получила партия мэра Андрея Элксниньша, а в крупнейшем городе западного побережья - Лиепае - победила партия бывшего мэра Гунара Ансиниша, которая набрала 45,74% голосов и получила большинство, то есть десять мест в городском совете.
В третьем по величине городе, Елгаве, наилучший результат показала правящая партия «Союз зеленых и крестьян», набрав 18,9% голосов и с небольшим перевесом опередив союз партий, выступающих за суверенитет и интересы молодежи.
В приграничном с Эстонией самоуправлении Валка победу одержала региональная Видземская партия, получившая более 60% голосов. Больше всего голосов в Валке набрал Вентс Армандс Крауклис, который уже имеет опыт управления самоуправлением.
Всего представители были избраны в 42 самоуправлениях Латвии. На этих местных выборах у южных соседей явка составила 47 процентов, что лучше результата выборов 2021 года (34 процента). Самая высокая активность была в Риге, где явка достигла 52 процентов.
В октябре следующего года в Латвии состоятся парламентские выборы. На общенациональном уровне в нынешней партийной борьбе особенно успешно проявила себя партия «Латвия на первом месте». Среди правящих партий свои позиции сохранил и «Союз зеленых и крестьян».