Продавец пива против бюрократии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Алекс Вернер демонстрирует возле торгового прилавка OÜ Elav Õlu, как разливают непастеризованное и нефильтрованное пиво в пластиковые бутылки.
Алекс Вернер демонстрирует возле торгового прилавка OÜ Elav Õlu, как разливают непастеризованное и нефильтрованное пиво в пластиковые бутылки. Фото: Тоомас Хуйк

Противостояние. Торгующий пивом предприниматель Алекс Вернер спорит с эстонскими чиновниками по поводу того, можно в наших краях продавать разливное пиво в бутылках или нет.


«Так и не дождавшись решения, я подумал, что начнем, а потом решим», — заметил Вернер, рассказывая о том, как более двух месяцев он ходит по разным инстанциям и пытается добиться ясности, может ли он в Эстонии продавать разливное пиво, и на каких условиях.

Проблема в том, что по эстонским меркам пивной бизнес Вернера уникален. В торговом центре Maxima, который находится между Маарду и Мууга на Алтметса теэ, около двух недель назад он открыл прилавок торговли пивом.

В ассортименте — около десяти сортов латвийского и литовского живого, то есть не прошедшего пастеризацию и фильтрацию, пива. Торговля ведется примерно как в баре — на стене укреплены пивные краны, на прилавке выставлены ценники, но заковыка в том, что пиво наливают не в кружки, а в бутылки.

Клиент выбирает сорт пива и размер тары, продавец заполняет бутылку, закручивает пробку, наклеивает этикетку и передает товар покупателю.

Однако подобная деятельность вызвала замешательство среди чиновников, потому что она вроде не запрещается, но нигде не написано, что разрешается. Что же делать? Скорее, следует запретить, решили чиновники.

Суть проблемы
В чем состоит юридическая проблема? В Эстонии можно торговать пивом двумя способами: в барах — кружками, а в магазинах — бутылками. Для того и другого варианта (общепит и розничная торговля) у Вернера есть разрешения.

Камнем преткновения в его нынешней деятельности стало то, что бутылка закрывается пробкой на месте, а это уже считается розливом, то есть производством пива. «Но я ведь не произвожу, а закупаю его», — объяснил Вернер.

Однако дело не в том, как называется деятельность, а в ее конкретных последствиях.  Производство алкоголя можно вести только на территории акцизного склада в соответствии с очень специфическими требованиями и, естественно, в этом случае надо платить акциз.

«С пива, которое я продаю, акциз уже уплачен, и если я открою здесь еще и свой акцизный склад, то должен буду платить акциз повторно, — заявил Вернер. — Даже в Налоговом департаменте мне сказали, что это неправильно».

Вдобавок к юридическому нюансу в игру вступает и чисто технический. Для акцизного склада установлены четкие требования: должна быть отдельная территория, открытие склада требует оформления множества документов, каждое выдаваемое изделие должно снабжаться накладной и т.д.

Представляете, как в торговой точке каждая пол-литровая бутылка пива проходит через какие-то перегородки и вместе с накладной доходит до покупателя? Это просто невозможно, считает Вернер, который хотел бы открыть еще 20-30 торговых точек.

«Эстонские законы написаны с учетом крупных производителей пива, — комментирует создавшийся конфликт консультант по пиву Ильмар Ряни. — Чиновники исходят из стандарта, и когда что-то не соответствует этому стандарту, они просто не хотят покидать свою зону удобства».

По словам Ряни, во всем мире такая деятельность (из крана в бутылку) является развивающейся сферой пивного бизнеса. В Америке продажа разливного пива обозначена термином growler. Она популярна также в Великобритании и Германии.

Пиво как ручная работа
Алекс Вернер признался, что он позаимствовал идею в Латвии, где появилось очень много таких точек, торгующих пивом. Но в Эстонии все инстанции — Министерство экономики, Ветеринарно-пищевой департамент и Налоговый департамент — пришли к выводу, что здесь деятельность подобного рода недопустима.

Правда, в ответах Ветеринарного и Налогового департаментов сквозит понимание: мол, ничего криминального в этом нет, мы все понимаем, но ничего сделать не можем — закон есть закон. «Похоже, что это просто неурегулированная область», — сказала старший специалист Ветеринарно-пищевого департамента Керту Винт.

На прошлой неделе Eesti Ekspress процитировал знаменитого пивного эксперта Великобритании Тима Уэбба, который сказал, что в Латвии и Литве производство пива развито намного лучше, чем в Эстонии. Может, одна из причин в том и состоит, что там разрешена торговля разливным пивом?

«В Эстонии очень не хватает так называемого пива ручного производства, мелких производителей и маленьких партий. Наши законы и чиновники не благоприятствуют этому», — считает Ряни.

Ключевые слова

Наверх