Eсли Россия будет использовать в дискуссиях с НАТО карту противоракетного щита, которая по-прежнему определяет зону ответственности Балтийских государств и Польши, то об упразднении обязательной службы в армии в ближайшем будущем даже нет смысла говорить. Наше геополитическое положение просто не позволяет полагаться только на профессиональную армию.
Служба в армии — это обязанность или лотерея?
В Эстонии хорошо понимают необходимость обязательной службы в армии — это подтверждают данные опроса социологической фирмы Saar-Poll, проведенного в октябре прошлого года: сторонниками обязательной службы в армии являются 92% населения, при этом чем ближе реальный опыт службы, тем меньше поддержка. Так, среди отслуживших эту точку зрения разделяют 84%, а среди призывников — 77%. По оценке специалистов, если этот уровень поддержки удастся сохранить, ситуацией в целом можно быть довольными.
Ситуация, когда призыв в армию становится, скорее, похожим на лотерею в связи с отсутствием прозрачного конкурса, дискриминирует и тех, для кого перспективы провести год в Силах обороны приводят в такой же «восторг», как и уплата налогов, и тех, кто из чувства патриотизма считает обязанность отслужить в армии своим гражданским долгом.
Поэтому неизбежна ситуация, когда признанный годным к службе в армии молодой человек должен идти служить, но при этом ощущает, что по сравнению со своим товарищем, который в общем понимании здоров, но от службы все же освобожден, словно выполняет какую-то дополнительную обязанность.
Безусловно, воспринимать эту обязанность как дополнительное бремя нельзя, и чем больше мужчин пройдет через армейские ряды, тем более естественным явлением в жизни станет служба в армии.
С точки зрения планирования Силы обороны во многом схожи с системой образования: при строительстве инфраструктуры и в процессе развития следует учитывать как настоящий момент, так и виды на будущее, и год на год не приходится. Как в школах сократилось количество учащихся, так и уменьшается число тех, для кого закон предусматривает обязанность отслужить в армии.
Казармы, отстроенные и расширенные в прежние годы, когда военнослужащих-срочников было больше, некем стало заполнять, а инструкторам — некого обучать военной премудрости. Таким образом, приходится мириться и с обучением небольшого числа призывников.
Однако вслед за малочисленными ввиду низкой рождаемости призывами придут многочисленные, добровольно служить в армии смогут и женщины. С учетом рождаемости следует постоянно реорганизовывать и гособорону.
Если уж служба в армии является обязательной, то выполнять эту обязанность должно как можно большее количество людей.