Вместо оригиналов работ известной художницы Ирины Бржеской будущим посетителям Таллиннского русского музея придется довольствоваться фотокопиями, если не удастся выяснить их судьбу у известного в прошлом политика Сергея Иванова, передает Raepress.
Куда Сергей Иванов спрятал коллекцию картин Русского музея?
«Едва заступив на пост директора музея, я разговаривала с живописцем Владимиром Аншоном, – рассказывает директор музея Лариса Ушничкова. – Упомянула, что экспонатов у нас пока нет. Он очень удивился: «А как же работы Бржеской?! Это же готовая выставка!»
Аншон рассказал, что лет пять тому назад он видел ее потенциальные экспонаты: картины Бржеской, находившиеся на хранение в Пюхтице, были переданы в 2007 году Русскому музею Эстонии. Тому самому, номинально существовавшему. И даже «прописанному» в бывшем особняке Бланкенхагенов в Кадриорге. В акте передаче художественного собрания упомянуты пятьдесят пять единиц музейного хранения. Но, кроме натянутых на рамы полотен, имелись и другие – свернутые в рулоны. Как считает Аншон, всего речь может идти о более чем двухстах работах. Сделанные Аншоном фотографии картин – не единственное свидетельство их существования. Они упоминаются в отчетах, которые некоммерческое объединение «Vene muuseum» предоставляло Таллиннскому департаменту культурных ценностей. На их реставрацию городом выделялись средства.
Между тем акт передачи единиц музейного хранения некоммерческим объединением «Vene muuseum», возглавляемым известным в прошлом политиком Сергеем Ивановым, основанному в прошлом году целевому учреждению «Tallinna Vene Muuseum» о ценной художественной коллекции умалчивает.
С целью выяснить судьбу и местонахождение работ художницы правление Таллиннского русского музея направило обществу «Vene muuseum», официальное письмо. Ответ на него оказался неудобочитаем.
Иванов обвинил авторов запроса в использовании некоей конфиденциальной информации, потом поинтересовался, в роли члена правления Русского музея или же старейшины Кесклинна обращается к ним Михаил Корб, а под конец и вовсе обратил внимание на вопросы... оформления самого полученного письма.
Как подчеркивает член правления целевого учреждения Яна Тоом, работы Ирины Бржеской – ценная страница в истории культуры не только живущих здесь русских, но и всего народа Эстонии. «Монастырь дарил собрание портретов не конкретному человеку или объединению, а всем жителям нашей страны», – напоминает она.
Пока же работы художницы доступны широкой публике лишь в виде фотографий. Да в режиме предварительного просмотра на интернет-сайтах художественных галерей и аукционов. Информацией об их происхождении, разумеется, продавцы делиться не спешат.