Постоянно понижающийся Euribor, безусловно, радует людей, взявших жилищный или другой долгосрочный кредит, однако для банков это может обернуться сокращением прибыли.
Банки теряют прибыль из-за снижения Euribor
«Поскольку большая часть выдаваемых банками кредитов имеет плавающую процентную ставку и зависит от Euribor, то в ситуации, когда за последние месяцы межбанковские процентные ставки финансового рынка существенно понизились, в этом году наверняка будет труднее сохранить ту же прибыльность, которая была в 2011 году», — сказал вице-президент Банка Эстонии Мадис Мюллер.
Восстановившаяся прибыльность
В течение последних кварталов прибыльность банков была относительно хорошей — она восстановилась, вернувшись на свой долгосрочный средний уровень, составляющий примерно два процента от имущества банков.
В прошлом году чистая прибыль коммерческих банков до отчислений потерь по кредитам составила девять процентов.
На этом сказалось увеличение процентного дохода, тогда как финансовая прибыль уменьшилась, в первую очередь в связи с введением в обращение евро, на 38 процентов. Благодаря росту Euribor, который в прошлом году продолжался до середины лета, чистый процентный доход банков вырос на 21 процент
Несмотря на то, что начавшееся осенью понижение Euribor в четвертом квартале было еще очень незначительным, это привело к тому, что повышавшийся девять месяцев чистый процентный доход вновь начал понижаться, пишет Банк Эстонии.
Член правления банка Nordea Андреас Лаане сказал Postimees, что на результатах первого квартала этого года резкое понижение Euribor пока не сказалось. Свидетельством тому служит и шестипроцентный рост чистого процентного дохода банка до 17,2 миллиона евро.
Чистый процентный доход банка SEB тоже вырос на шесть процентов — до 21,9 миллиона евро.
Из крупных банков, обнародовавших экономические результаты первого квартала, до сих пор составляет исключение лишь Swedbank, чистый процентный доход которого сократился на девять процентов, до 51,4 миллиона евро.
«Низкий Euribor сказался на наших результатах в первом квартале», — отметил финансовый директор Swedbank Хейки Раадик. Прибыль эстонского подразделения Swedbank выросла в первом квартале на 17 процентов, то есть на 7,6 миллиона евро, до 52,2 миллиона евро. Повышение прибыли произошло благодаря сокращению отчислений на потери по кредитам на 8,8 миллиона евро.
Кредитные деньги не влияют
В принципе, хоть и с некоторыми оговорками, коммерческие банки тоже согласны с мнением Центробанка и Мюллера, что в этом году прибыль банков уменьшится. «Так же, как сократится доход от кредитов с плавающей процентной ставкой, понизится и расход краткосрочных сбережений, — сказала менеджер SEB по розничному бизнесу и технологиям Эрика Вайкмяэ-Койт. — В определенной степени суммарный нетто-эффект действительно будет негативным».
«Исходя из низких процентных ставок еврорынка, прибыль банков до отчисления потерь по кредитам в этом году, с наибольшей долей вероятности, будет меньше, чем в прошлом году», — заверил и Хейки Раадик.
По словам Андреаса Лаане, с точки зрения прибыльности банков важно сохранять качество имущества, рост портфеля и благоприятную стоимость финансирования.
«Процентный доход Nordea Eesti в прошлом году значительно вырос даже в контексте понижения процентных ставок финансового рынка евро. Этому способствовал также восьмипроцентный годовой рост кредитного и лизингового портфеля», — сказал Лаане.
На вопрос, означает ли понижение Euribor то, что в будущем для новых кредитов будут повышаться маржа или плата за услуги, банки ответили отрицательно. «Низкий Euribor не влияет на кредитную маржу, — отметил Раадик. — Рост кредитной маржи связан с ужесточением регулятивных требований, коими являются более высокие нормативы капитала и ликвидности».
Банки начали понемногу пропагандировать фиксацию кредитных процентных ставок. С одной стороны, это может оказаться вполне разумным, особенно, если это можно будет делать до окончания кредитного договора.
В то же время пересмотр кредитного договора, вероятно, будет означать для клиента повышение рисковой маржи, что повысит и процентный доход банка.