Cообщи

Gunvor манипулирует рынком?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Графика: Сильвер Альт

Подозрение. Журнал The Economist обвиняет тесно связанную и с Эстонией крупную российскую нефтяную фирму Gunvor в манипулировании ценами на сырую нефть.
 

Опубликованная в Economist статья длинна и полна деталей, но применяемые формулировки очень осторожны — соответствующее расследование деятельности Gunvor было завершено еще в апреле прошлого года, т.е. в течение года журналисты занимались только проверкой фактов и юридическим анализом, чтобы адвокатам Gunvor было не к чему прицепиться.

Ведь обвинение в ценовых манипуляциях очень серьезны, если не сказать криминальны. Когда Postimees связывается с The Economist, чтобы уточнить кое-какие формулировки, то получает один и тот же ответ: «Мы не даем комментариев ни от имени газеты, ни от имени кого-либо из работавших над какой-то статьей журналистов, ни под запись, ни  без записи».

Gunvor является одним из крупнейших мировых торговцев нефтью с годовым оборотом 60-70 миллиардов долларов. Через него проходит от четверти до трети добытой в России нефти. Создание фирмы напрямую связано с Эстонией.

Мажоритарные акционеры фирмы Геннадий Тимченко (состояние которого   Forbes оценивает в 9,2 миллиарда долларов) и швед Торбьорн Торнквист впервые встретились в середине 90-х годов именно здесь. Эндель Сифф и Ааду Лукас занимались в то время бизнесом с тогдашней фирмой Тимченко, они же позвали сюда Торнквиста отстроить часть принадлежавшего эстонцам N-Terminal для торговли нефтью.

«Теперь уже никто точно не помнит, кто кого с кем познакомил и кто кому жал руку, но в принципе можно сказать, что они познакомились через нас», — вспоминает Сифф. Через некоторое время деловые пути бизнесменов разошлись, но связь Gunvor с Эстонией осталась. Например, на 4-м этаже башен-близнецов в центре Таллинна расположился офис дочерней фирмы  Gunvor — Tarcona.

Этим предприятием руководит Сулев Лоо. Согласно составленному Äripäev рейтингу фирм с самыми высокими зарплатами в Эстонии она заняла первое место (на втором месте Skype).

Различные спекуляции
Tarcona отвечает за операционную сторону деятельности Gunvor, таким образом они непосредственно связаны с выдвинутыми Economist обвинениями, поскольку в задачи входит логистика, бухгалтерия и услуги. Если торговцы  Gunvor проводят какую-то нефтяную сделку, то сотрудники Tarcona в Таллинне обеспечивают, чтобы нефть в соответствии с договором была доставлена из пункта А в пункт Б.

Пару лет назад Тимченко и Торнквист перетянули к себе бывшего члена правления Eesti Energia, делового партнера Урмаса Сырумаа Марко Алликсона, задачей которого стало руководство операциями Gunvor в сфере торговли электроэнергией, газом, квотами на СО2 и углем — из этого видно, что целью Gunvor является расширение сферы деятельности с нефти на смежные отрасли.

Выдвинутые на прошлой неделе Economist обвинения касаются торговой тактики Gunvor. Для разъяснения стоит еще раз отметить, что Gunvor является прежде всего посредником, сами они, за небольшим исключением, нефть не качают и не очищают.  Большая часть торговли нефтью происходит за закрытыми дверями — объемы, цены, продавцы и покупатели не обнародуются.

На открытом рынке реализуется меньшая часть нефти, и вот именно об этой части мы слышим сообщения, сколько сегодня стоил баррель нефти. Gunvor покупает и продает нефть марки Ural, она немного хуже и немного дешевле, чем больше известная в мире нефть марки Brent. (Ural — это торговая марка российской нефти.)

Доступные общественности цены на нефть Ural публикует посредник распространения энергетической информации Platts Ltd, базирующийся в Нью-Йорке. Анализируя именно данные Platts,  Economist пришел к выводу, что Gunvor в течение многих лет систематически давил на цену русской нефти в сторону снижения.

Рассмотрев сделки 2005-2009 годов, журнал сделал вывод, что каждый раз с выходом Gunvor на рынок (как правило, Gunvor продавал, а не покупал, причем продавал, так сказать, выбросом на рынок, а не равномерно) цена на нефть марки Ural падала. На первый взгляд такие действия кажутся нелогичными — зачем торговцу нефтью искусственно сбивать на нее цену, ведь они при этом теряют деньги?

Economist предлагает следующее объяснение. Во-первых, Gunvor не только продавец нефти, но и ее покупатель. На самом деле крупные сделки проходят за закрытыми дверями, но и там за основу берут цены открытого рынка.

Так что, рассуждая теоретически, вполне можно сбивать цены на нефть путем выбросов ее незначительного количества на открытый рынок, и в то же время заключать долговременную большую сделку с  крупным производителем, например с «Роснефтью», что в долговременной перспективе при огромных объемах окажется посреднику выгодным.

Объемы настолько огромные, что снижение цены, например, на 25 центов за баррель, позволит Gunvor  заработать таким образом 200 миллионов долларов. Можно сконструировать и другие схемы.

Разумеется, все это только чистой воды рассуждения, что подчеркивает и  Economist, но если под ними имеется хоть какая-то основа, продолжает журнал, то  Владимиру Путину следует разобраться, зачем производят манипуляции с ценами на российскую нефть. 

Деликатная тема
Но это еще и то самое место, где бизнес превращается в деликатную политическую тему. Именно поэтому Economist чрезвычайно осторожничает по части обвинений, поскольку когда они в прошлый раз обратились к теме деятельности Gunvor, предприятие и Тимченко подали на издание в суд.

В тот раз все дело было в том, что издание указало на возможную коррупционную связь Gunvor с российским высшим руководством и лично Владимиром Путиным. И это является одной из тех тем, в отношении которых Тимченко необычайно чувствителен и если обычно он предпочитает оставаться в тени, то всегда, когда его упоминают в контексте Путина, он начинает опровергать подобные утверждения.

Многие зарубежные издания и даже посольство США в России отмечали, что ходят слухи, будто они добрые друзья и даже поговаривают, что Путин втихаря имеет свои акции в  Gunvor.

Считается, что именно благодаря этой высокой поддержке Gunvor оказался настолько успешен. Многие аналитики обращают внимание на тот факт, что стремительный взлет Gunvor пришелся именно на тот момент, когда российское правительство принялось прижимать ЮКОС.

Иногда ссылаются и на Эстонию, ведь когда после апрельских событий объемы проходящей через наш край нефти начали усыхать, Gunvor успешно продолжал транспортировку нефти через Эстонию. Для него как будто было сделано исключение.

При этом сам Gunvor, как и его бюро в Эстонии, не желает давать комментарии по этим вопросам. За отсутствием конкретных доказательств все это является только слухами.

Ключевые слова

Наверх