«Нет диагноза, что человек заболел или умер от реформы собственности, став вынужденным квартиросъемщиком. Причиной болезни называют сердце, почки или что-то еще», – говорит Валдо Арен, около двух десятков лет находившийся в положении вынужденного квартиросъемщика, пишет издание „Pealinn“.
Вынужденный квартиросъемщик: Кто знает, сколько людей умерло от реформы собственности
Случай Валдо Арена и других жителей дома по адресу Тоомпуйестеэ 13 в Таллинне является примером того, как возврат имущества переселенцев становится насилием над собственным народом. Особенно остро оно проявилось в связи с возвратом имущества балтийских немцев, пишет газета.
В принципе, почти 20-летняя судебная сага жителей дома Тоомпуйестеэ 13 окончилась победой вынужденных квартиросъемщиков, но Арен победителем себя не чувствует.
«За все это время в нашем восьмиквартирном доме не родилось ни одного ребенка, хотя люди в детородном возрасте в доме есть. Мне самому было 25 лет, когда все это началось, – вспоминает Арен. – На борьбу с несправедливостью ушла целая жизнь – здоровье, семья, работа, друзья. Это истощило всех и вся».
Каменный восьмиквартирный дом по адресу Тоомпуйестеэ 13 возвратили в 1995 году так называемому правопреемному собственнику. Представители ставшего владельцем дома Пуусеппа подтверждали на всех судебных заседаниях, что он не переселенец и не получал никаких компенсаций.
Однако найденные в немецких архивах документы свидетельствуют, что бывший владелец дома по Тоомпуйестеэ 13 подтверждает уже на первой странице архивного дела, что является переселенцем из эстонского Ревеля и ходатайствует о государственной компенсации у Германии. Из других документов выясняется, что он компенсацию получил, принял, согласился с ней и подтвердил это своей подписью. Вывод один – для захвата имущества были представлены ложные данные городу Таллинну, государству и суду.
«В 2001 году вступило в силу решение окружного суда, согласно которому возврат собственности был признан незаконным», – говорит Арен. Но это стало лишь началом новой судебной саги.
Таллинн предложил Пуусеппу добровольно вернуть незаконно присвоенный дом городу, но мошенник отказался, и в 2001 году город начал гражданское производство для защиты своего права собственности. Процесс затянулся на годы, и закончится только сейчас победой города и бывших вынужденных квартиросъемщиков.
«Это очень хороший прецедент», – прокомментировал мэр Таллинна Эдгар Сависаар решение суда. Жалоба мошенника не была даже принята к производству.