По заказу Таллиннской городской канцелярии ученые столичных вузов должны изучить, что делать с первыми панельными домами старейшего спального района Таллинна — Мустамяэ.
Ученые обследуют дома Мустамяэ
По словам руководителя исследования экономиста-географа и визионера Хардо Аасмяэ, первейшей целью проекта является выявить проблемы, имеющиеся у жителей домов I, II и III микрорайонов Мустамяэ — старейших панельных домов Таллинна, Эстонии и, видимо, всего бывшего Советского Союза.
Домам — полвека
По словам Аасмяэ, в старых мустамяэских пятиэтажках узкие лестничные площадки, нет лифтов, и передвигаться там с инвалидными креслами и детскими колясками не очень легко. Поскольку речь идет о вопросе, решить который в нынешнем правовом пространстве Эстонии нельзя, требуется предварительно провести исследование.
Будущим домов в Мустамяэ занимаются три университета. Estonian Business School изучает законодательство и возможности финансирования, Таллиннский технический университет занимается вопросами строительства, а Таллиннский университет — социальной стороной дела.
Профессор строительного факультета Таллиннского технического университета (ТТУ) Ирина Рауд пояснила, что когда в 1960-х годах строились крупные панельные дома в самом начале Мустамяэ, считалось, что срок их жизни составляет 30-40 лет.
Сейчас им уже полвека, и проведенное ТТУ тщательное обследование выявило, что с точки зрения конструкций эти дома еще могут послужить — опасности для жильцов они не представляют. Хотя, конечно, возможны отдельные инциденты, подобные произошедшему весной в Ласнамяэ, когда упала балконная панель. Другое дело, что условия проживания в этих домах уже не соответствуют современным требованиям.
«Исследовательские группы, сформированные на базе трех вузов, первым делом должны задаться вопросом, что делать дальше, — отметила Рауд. — Было бы очень хорошо, если бы мы сумели найти на него ответ».
Таллиннский университет составил анкету с вопросами, по которой опрашивают жителей трех первых микрорайонов в Мустамяэ, выясняя, что они думают о будущем домов, в которых живут. Кроме того, проводятся беседы с председателями квартирных товариществ и сотрудниками фирм по обслуживанию.
Решить должны жильцы
«Ведь силой ничего предпринять невозможно, поскольку квартиры находятся преимущественно в частной собственности, — констатирует Рауд. — Мы можем только дать советы и выступить с предложениями, но никак не принимать решения — это должны сделать сами владельцы».
По словам Рауд, сейчас изучаются все те преобразования, которые улучшили условия проживания в трех первых микрорайонах в начале Мустамяэ — утепление стен, обновление крыш, труб и систем отопления. Одно из улучшений, несомненно, связано с озеленением.
Рауд полагает, что, несомненно, не существует какого-то одного-единственного решения — либо сносить, либо реконструировать. В будущем Мустамяэ мог бы превратиться в жилой район, в котором представлены различные многоквартирные дома с различным образом жизни.
Привлекательность этой части города, несомненно, увеличивает и то, что там расположен Технический университет, где трудятся много научных сотрудников и преподавателей и учатся студенты, которые заинтересованы жить по соседству с местом работы и учебы.