Сайковский: тридцатые годы эстонских политиков ничему не научили

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрус Ансип в таллиннском аэропорту
Андрус Ансип в таллиннском аэропорту Фото: Liis Treimann / Postimees

Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.

Скандал с партийными финансами: то ли он украл, то ли у него украли

Углубляться в отдельные факты ещё рано. Всё развивается. Но обратим внимание на мелочи, за которыми обычно и скрывается дьявол.

Очень странно выглядел Кристена Михал. Во вторник вечером его спросили, как объяснить позднее «прозрение» Сильвера Мейкара (два года прошло). Он ответил, что тоже не понимает, почему так произошло. Журналист ERR его прямо спросил, почему просто не позвонить другу? Михал ответил очень уклончиво: было много других дел. Министр почти собрался из-за этого в отставку, а найти несколько минут для звонка не смог. Он явно ждал указаний. Все фигуранты дела относятся к новому поколению реформистов. Старую гвардию он совсем не затронул. Нельзя исключать того, что «старшие товарищи» намеренно пока оставляют «молодёжь» наедине со СМИ и правоохранительной системой. В годы безраздельного господства реформистов их молодёжь под крылом лидеров слишком вольготно себя чувствовала: расслабилась, стала переоценивать собственные возможности, и начала создавать проблемы старшим товарищам. Пусть знают своё место! Комично выглядит высказывание премьера, что по традиции лидер партии не вникает в вопросы финансирования. Кто же тогда? Но ещё более анекдотично выглядит обнародование прокуратурой именно сейчас подозрений в сомнительном финансировании центристской партии. Ведь обыск в кабинете Тообала произведён в январе. Совсем никак не проявляют себя социал-демократы. Самобичеванием не занимаются и других робко осуждают.

При этом вопросов к их последней парламентской кампании достаточно. В водовороте мелких событий и отдельных фактов не было сказано ни единого слова о доверии избирателей, политической этике и принципах. Теперь можно считать установленным фактом, что политическая деятельность в стране это некое сомнительное действо, а его участники объединяются на основании личных симпатий и корпоративных интересов, а не на основе убеждений и политических взглядов. Ситуация, когда политики финансируют свою кампанию из личных средств это одновременно абсурд и почва для коррупции. Как политикам возвращать потраченные деньги, если не через получение гигантских зарплат в будущем и принимая решения в угоду тем, кто согласен за это платить. Партии превратились в обычных распорядителей торговой марки, готовых дать её попользоваться любому, кто это оплатит.

Последняя существенная деталь. Становятся ясны многие изъяны нашей государственности. Главный из них – явный перекос в сторону полномочий исполнительной власти. Прокуратура занимается делом с участием министра юстиции, который является их непосредственным начальником. Гарант конституции не может ничего предпринять, кроме милых, никого ни к чему не обязывающих речей. Канцлер высказывает свои сомнения, но эту функцию на себя брать не хочет. Все ветви власти стараются избавиться от функции контроля партийных финансов. Это мало похоже на разделение ветвей власти. Тридцатые годы эстонских политиков ничему не научили.

О «Евровидении»

Про это действо много пишется и по большей части негативное. Сам факт, что «Евровидение» происходит в Баку, а ранее конкурс проводился в Израиле, выглядит странно. Странно выглядели в своё время победители и призёры из России, которые исполняли на английском заказанные у западных композиторов песни (к нынешним победителям из Азербайджана это тоже относится). Не за горами, когда и Казахстан захочет стать победителем Евровидения. Это действо вызывает ощущение состязания, на которое все едут, не очень представляя в каком виде спорта соревнование на этот раз.

В Эстонии снова серьёзно относятся к отправке своих представителей на Евровидение. Последние три года наши представители выглядят достойно, независимо от результатов. Прошли времена, когда за «наших» было стыдно ещё до начала полуфиналов. В любом случае Отт Лепланд имеет возможность завоевать симпатии всего континента. Частично это уже произошло в полуфинале.

Короткие комментарии по разным поводам

Парковка вместо Академии. Решение о парковке на месте злополучного строительства вызывает смех, но сквозь слёзы. Оно означает, что денег не только не дадут, но и не обещают. Слёзы вызывает сумма в несколько сот тысяч евро бесполезных затрат и сильный урон для имиджа страны. Только сейчас Академия начала задумываться о реальных потребностях в помещениях и снижении этажности будущего здания. Одна-две отставки могли бы стимулировать мыслительный процесс в этом направлении. В любом случае вызывает недоумение, что никаких оргвыводов после всех событий не последовало. Что же надо сделать чиновнику в нашей стране, чтобы отправили в отставку? О том, чтобы политики или высшие чиновники сами уходили говорить не приходится.

Европарламент агитирует за однополые браки. Сообщение об этом смеха уже не вызывает. Только слёзы. Сами не размножаются и другим не дают. В Европе гигантские проблемы во многих сферах, в наибольшей степени – в области демографии, а парламент озаботился улучшением ситуации с однополыми браками. Наверное, есть смысл в том, чтобы нынешнее поколение европейских политиков при такой деятельности не оставило потомства.

Россия боится проблем Евросоюза. Недавно российский парламент устроил слушания на тему, как избежать того, чтобы проблемы еврозоны не повлияли на экономику страны. Это очень символично. Веками Европа, особенно в России, ассоциировалась со стабильностью и надёжностью. Теперь она не только из субъекта мировой политики, решающего судьбы мира, превратилась в объект. Родина демократии стала проблемным объектом, отношения с которым требуют страховки на случай негативных сценариев.

Легенды уходят. Да здравствуют легенды!

Автор был очень впечатлён смертью Донны Саммер и не счёл возможным это сразу комментировать. На этой неделе ушёл из жизни солист Bee Gees Робин. Бесконечно жаль обоих. Донну Саммер называли королевой диско. Но это была королева, которой не нужно для «правления» ничего, кроме микрофона. Всё, что происходило на сцене вокруг неё, было уже не очень важно. Если недавно ушедшая Уитни Хьюстон была выдающейся певицей, то Донна Саммер - именно королевой и легендой. Это очень отличает её от новых поп-принцесс и королев, которые без сложного менеджмента, постоянного напоминания о себе в СМИ, скандалов, дорогого сопровождения на сцене и серьёзной дополнительной работы со звуком мало, что из себя представляют.

Удалось найти трогательный материал английской прессы, что когда состояние Робина стало критическим, то его старший брат Барри (единственный оставшийся участник легендарной группы) всё бросил и приехал, чтобы поддержать своими песнями у последней черты.

Фразы из прошлого

Из юморески Жванецкого 1986 года о трудностях в советском кино. Очень актуально для современной эстонской политики.

- А фраза « я вами руководил и отвечу за всё» произносится с большим трудом и только по частям.

P.S Этот материал был написан до финала Евровидения, но не был сразу опубликован. Саейчас остаётся только добавить, что Отт Лепланд оправдал надежды и занял шестое место. Более подробный комментарий будет опубликован на следующей неделе.
 

Комментарии
Copy
Наверх