Выборы в Литве. Согласно опросам, после парламентских выборов в Литве нынешней осенью вместо консерваторов в правительство придут левоцентристы.
К власти придут социал-демократы
Премьер-министр Андрюс Кубилюс, который руководил правительством Литвы во время кризиса, и его консервативная партия Союз Отечества на октябрьских выборах, скорее всего, потерпят поражение, и новое правительство сформируют социал-демократы.
Однако замена правоцентристских сил на левоцентристские пройдет, скорее всего, не по общеевропейской логике, а по логике, характерной для литовского государства, считают тамошние политологи.
Успех не связан с тем, что сделано
Как сказал доцент политологии Вильнюсского университета и политический редактор литовской версии журнала Economist Томас Янелюнас, в борьбе за победу на выборах конкурируют две левоцентристские партии.
«Сейчас в опросах мнения лидируют Партия труда Виктора Успасских, которую, судя по результатам исследования, поддерживают 18-19 процентов избирателей, а также социал-демократы с 16-17-процентной поддержкой», — пояснил он.
«Находящиеся сейчас у власти консерваторы и партия бывшего президента Роландаса Паксаса «Порядок и справедливость» осенью получат, вероятно, 8-10 процентов голосов каждая», — продолжил Янелюнас. На грани пятипроцентного избирательного порога колеблется другой партнер консерваторов Андрюса Кубилюса — Движение либералов.
Однако и Янелюнас, и его коллеги считают, что ни успех социал-демократов, ни падение популярности консерваторов практически не имеют отношения к тому, что они сделали или оставили несделанным.
«Согласно опросам, в Литве самыми непопулярными политиками сейчас являются Кубилюс, лидер польского меньшинства Валдемар Томашевский и мэр Вильнюса Артурас Зуокас, — отметил Янелюнас. — Это очень характерно для Литвы — сразу после избрания какого-нибудь политика на должность, в течение первого полугодия или года работы его начинают ненавидеть. Каждое правительство обвиняют во всем».
По словам профессора политологии Вильнюсского университета Кястутиса Гирнюса, кандидатов оппозиционных социал-демократов тоже можно считать чертовски скучными, а их программа не обещает ничего революционного нового. Их основное преимущество в том и состоит, что они находятся в оппозиции.
Как пояснил Янелюнас, несмотря на то что консерваторы шагают навстречу поражению, Кубилюс сумел вписать свое имя в историю — он стал первым после восстановления независимости литовским премьер-министром, который смог продержаться на своем посту четыре года, от выборов до выборов. Кроме того, Кубилюс получил больше всего похвал от аналитиков, как отечественных, так и зарубежных.
«Они считают, что правительство проделало довольно хорошую работу, удержав Литву на правильном пути, — пояснил Янелюнас. — В какой-то момент у литовской экономики был огромный спад, однако, несмотря на это, финансы удалось сохранить в порядке. Сейчас рост нашей экономики пошел в гору».
«Одна причина состоит вот в чем: несмотря на то что Кубилюс как человек весьма приятен, он имеет ужасную репутацию в глазах общественности — его считают наглым и бессердечным, — пояснил Гирнюс. — Он всегда готов общаться с журналистами, а это означает, что он говорит 20 нормальных вещей и одну глуповатую, и именно это последнее становится центром последующих новостей. И он ошибочно полагает, что, в конце концов, люди проголосуют на основании его поступков, хотя и знает, что на самом деле это не так».
Особенность избирательной системы
По словам редактора газетного интернет-издания Lithuania Tribune Русланаса Иржикевичуса, партии премьер-министра можно вменить в вину также и то, что она не готова к борьбе. «Сейчас проблема заключается еще и в том, что консерваторы уже видят себя в оппозиции и проигравшими, — пояснил он. — В их взгляде нет огня».
По оценке Иржикевичуса, особенность литовской избирательной системы заключается в том, что на самом деле осенью консерваторы смогут набрать значительно больше голосов, чем это сулят нынешние опросы.
Именно так все и случилось во время прошлогодних муниципальных выборов. Опросы предрекали консерваторам крах, но на самом деле партия премьер-министра набрала на две трети больше голосов, чем им сулили прогнозы.
В Литве при распределении 141 парламентского мандата применяется система, при которой 70 мандатов расходится согласно уровню электоральной поддержки по партийным спискам, а еще 71 мандат распределяется по личным спискам.
«У тебя может быть скверный результат по партийному списку, но региональный список кандидатов может показать совсем иной результат, — объяснил Иржикевичус. — По местным спискам дела у консерваторов идут довольно хорошо».
По словам Янелюнаса, литовская избирательная система с высокой вероятностью обеспечит и то, что хотя общая поддержка Партии труда выше, чем у социал-демократов, именно последние все же получат в Сейме больше мандатов.
«Партия труда известна преимущественно своим лидером Успасских, — отметил Янелюнас. — Он харизматичен, у него много сторонников, однако другие члены этой партии не так известны и популярны, чтобы иметь возможность одолеть других кандидатов в своих округах».
Янелюнас считает, что фракция социал-демократов в следующем составе парламента будет более многочисленной, и именно им будут предоставлены полномочия по формированию нового правительства.
В свою очередь Кястутис Гирнюс сохраняет скептицизм, полагая, что смена правоцентристского правительства на левоцентристское не повлечет за собой особо значительных перемен. «Теоретически они — левоцентристы, — признал он. — Но я не могу не упомянуть, что в 1992-2008 годах они находились у власти 12 лет, и в это время они не ввели прогрессивный подоходный налог. Это то, что касается социал-демократии».
Гирнюс сомневается, что на сей раз грядут экономические или налоговые перемены. «Социал-демократы по-прежнему остаются партией старой коммунистической номенклатуры, Партия труда, несмотря на название, является партией коммерсантов», — считает он.
Гирнюс сохраняет скептицизм и в своих комментариях по поводу заключенного пару недель назад между самыми крупными — как правыми, так и левыми партиями — межпартийного соглашения о повышении в Литве расходов на оборону до установленных НАТО 2% от ВВП страны.
«Это уже третье подобное соглашение за десять лет, — отметил Кястутис Гирнюс. — Оно подоспело как раз вовремя, чтобы избежать позора на саммите НАТО».