/nginx/o/2012/05/29/1135688t1h50ea.jpg)
Фотовыставка. Дан Миккин предлагает зрителю увидеть Таллинн 1998 года и 12 лет спустя: ракурсы те же, но на месте прежних улиц появились новые.
Идея показать изменение среды, выставив рядом сделанные в разные периоды времени фотографии одного и того же места, далеко не нова.
Да и в Эстонии это делали уже неоднократно, сразу вспоминаются проекты Пеэтера Тооминга и недавняя книга Ааре Оландера, посвященная Таллинну. Выставка дизайнера, создателя брендов и оформителя книг Дана Миккина построена по тому же принципу, но под его прицел попадает более короткий временной период — ближайшее прошлое.
Не сто, а всего лишь 12 лет — автор не причисляет себя к нумерологам, но число 12 — дюжина — показалась ему, когда он начинал работу, особенным.
И ведь о каких годах идет речь! В основном это годы бума, перетекшего потом в спад. Рост и развитие города как организма в выставленных рядом фотографиях.
Автор старался как можно более точно повторить место и композицию съемки 1998 года, что в некоторых случаях оказалось возможным только частично — что делать, если вместо пешеходного моста на товарной железнодорожной станции пришлось ограничиться восхождением на гору шпал, а на месте киоска, бойко торговавшего гамбургерами возле Художественной академии, с крыши которой открывался замечательный вид, теперь стоит офисное здание?
Ретроспективный взгляд
Таллинн 1998 года был городом хаоса и контрастов. Полуразвалившиеся деревянные домишки лепились рядом со строившимся современным зданием Ühispank — это было колоссальное для того времени строительство, а теперь рядом с тогдашним небоскребом высятся могучий Radisson и башни-близнецы, на фоне которых он совершенно теряется.
Улицы, которых больше нет, и улицы, которых тогда еще не было.
Застроенные зданиями пустыри и пустыри, которые остались такими же, как они и были 12 лет назад, хотя бы то поле на Ласнамяэ, где должен был вырасти район шикарных домов Лоопеалсе.
Разбитые улицы, как правило, без разметки. Улицы разбиты и сейчас, но по преимуществу теперь на них разметка имеется.
Заполненная до краев водой гигантская яма на задах отеля Tallinn, памятник неосуществившейся мечте еще об одной супергостинце — и та же яма, уже засыпанная и превращенная в парковку.
Вдруг подумалось о странных само собой образовавшихся сериях фотографий архитектуры, которые коллекционировал классик Юри Окас.
Mиккин не сосредотачивается на странностях, но они есть и в его фотоснимках, его интересует обычная улица, примерно как в Google View, просто еще дополненная ретроспективным взглядом.
В нескольких случаях я даже вздрагивал, увидев то, что раньше и не замечал, например, что какой-то дом стал на этаж выше — речь идет о надстройках, сделанных с пиететом, с учетом старой архитектуры здания, а не из стекла и бетона — на контрасте к стилю здания.
В старых выполненных дешевыми «мыльницами» фотографиях ощущается какая-то ностальгия, и трудно сказать, откуда она.
Среда и люди
Что касается качества снимков, то если сравнивать их со сделанными современными цифровыми камерами, то особой разницы не видно. Но в старых фото чувствуется какая-то странная аура. Отражение эпохи энтузиазма и упоения. Эпохи, когда все еще впереди.
На самом деле среда рассказывает прежде всего о людях, которые в ней живут и которую постоянно преображают. Безусловно, деятельность городских планировщиков и архитекторов важна, но параллельно действуют и другие, абсолютно стихийные силы. Не все поддается контролю даже в тоталитарном государстве. Машина времени Дана Миккина напоминает об этом.
РЕЦЕНЗИЯ
Выставка
«Дюжина, или впечатление от Таллинна в мае 1998-го и в мае 2010 года»
Фотографии Дана Миккина
Открыта до 7 июня в Таллиннском музее фотографии