Сайковский: есть ли в Эстонии элита?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: Из личного архива

Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.

Финансирование партий: снова о деталях

Если вспомнить начало года, то к центристам пришли с обыском, даже не дожидаясь очередного отчета за декабрь о партийном финансировании и расходах по культурной столице. Перерыли офис и подняли вселенский вой о торговле влиянием на целых 600 евро. Дело кончилось ничем.

Прокурор Хейли Сепп явно благоволит реформистам. На нынешней неделе журналисты ее робко спросили про вызов Кристена Михала в прокуратуру. В ответ прозвучали крайне туманные рассуждения о необходимости серьезно подготовиться к беседе с ним. Это больше похоже на возможность дать самому Михалу и его соратникам время для подготовки.

В начале года из-за сомнительных (подозрения недавно сняты) шести сотен евро госпожа прокурор дала с десяток интервью о важности соблюдения принципов финансирования партий независимо от сумм. Сейчас речь идет о цифрах на два порядка выше, но проповеди принципиальности не слышно.

На этой неделе Михал вообще исчез с экранов. Но появился Андрус Ансип. Очередными импульсивными высказываниями о прослушивании телефонных разговоров, он вогнал в ступор всю правоохранительную систему. Появились сведения о выходе нескольких десятков человек из рядов реформистов. Даже президент вступился за силовые структуры, защищая их от нападок политиков. Иначе как разброд и шатания это назвать нельзя. Все против всех.

Совсем не слышно социал-демократов. Они очень привлекательно говорили о новом начале во время выборов. Но постепенно выясняется, что по ключевым проблемам страны у них решений нет, одни разговоры ни о чем.

Перепись населения: много информации, а вопросов еще больше

В конце марта первые итоги переписи выглядели смехотворно: анкеты заполнили 1, 327 миллиона жителей страны. При этом в регистре народонаселения числилось на пару тысяч меньше. Департамент Статистики сразу дал себе возможность для отступления: некоторые могут фигурировать в нескольких анкетах. Теперь нам предъявляют следующую версию данных: проблемы есть, но ситуация не критична. Но еще в начале апреля Эдгар Сависаар сказал простую вещь: у нас школы сокращают, спасателей ликвидируют и банки в провинции сворачиваются, поэтому данные о том, что все хорошо смехотворны.

Обращаю внимание, что мы побили все рекорды по электронной переписи (около половины переписанных ). Как я не пытался выяснить был ли заблокирован вход на сайт переписи с зарубежных серверов мне это не удалось. Но я точно знаю, что была возможность входа с банковских серверов, что означает возможность переписаться из заграницы в любом случае. Я лично знаю несколько десятков семей, где основным источником дохода является работа в Скандинавии в режиме 2-3 недели там, 5-6 дней здесь. Автор уверен, что таких людей несколько тысяч. Постоянно слышу о пробных поездках на неделю в Финляндию, чтобы присмотреться к возможному месту работы. Половина пробующих знакомых остаются там надолго. Все это люди, которые наверняка числятся постоянно проживающими в Эстонии.

В Финляндии уже начали происходить тяжелые аварии с многочисленными жертвами среди эстонских строителей. Они работали по договору на эстонскую же субподрядную фирму. Не случайна и компания с информацией о возможном наказании не участвующих, от чего в реальности после переписи официально отказались. А работающих в Ленинградской области жителей Ида-Вирумаа ? Они постоянно приезжают домой. Все описанные категории наверняка проходят по переписи, как постоянные жители Эстонии. Стоило ли вообще проводить перепись, чтобы узнать, что в Таллинне и Тарту жителей стало больше, а в остальных местах меньше?

Короткие комментарии по разным поводам

Невозможно игнорировать успех митинга и почти сорок тысяч подписей в поддержку сохранения гимназического образования на русском. В 2005-2007 году подобная активность была бы более актуальна, но лучше поздно, чем никогда. Желание центристов получить все мыслимые электоральные дивиденды понятно. Но что им мешало проявить активность в пору пребывания их представителя Майлис Репс во главе министерства образования (за 2 года до начала реформы) понятно гораздо меньше. Андрей Лобов во главе этой борьбы, как человек высокого интеллекта и мало зависимый от местных политических интриг (он преподает в университете Тампере), выглядит на своем месте.

Большой оптимизм внушает статья Яна Каплински, умудренного жизненным опытом интеллигента, с взвешенными и очень критичными оценками современной политики в Эстонии, прежде всего - в «русском» направлении. Не все потеряно, если постепенно поднимается голос эстонской интеллигенции.

Сирийский кризис начинает очень сильно напоминать Балканы конца девяностых. Все симпатии Запада на одной стороне. Оппозиции прощается все, хотя даже Кофи Аннан не спешит всех собак вешать на правительственные силы.

Преступления «любимчиков» признаются тихо, без ажиотажа, а громко - пытаются списать все на Асада. Самое отвратительное то, что Запад мало интересуют поставки оружия повстанцам и проведение реальных расследований. Пытаются любой ценой начать операцию. В 1999 году тоже был вселенский вой о том, что уничтожаются тысячи косовских албанцев, и только быстрое начало операции спасет их от полного истребления. В начале операции была цифра в 30 тысяч жертв, а потом выяснилось, что два нуля лишних, да и оставшиеся три сотни жертв не были на сто процентов виной сербов. «Недоразумение» списали на второстепенных представителей европейских структур. В Сирии все очень похожая ситуация. Пока их от вмешательства спасает только российские комплексы ПВО и боязнь Обамы повторить судьбу своего коллеги Джимми Картера, который неудачной операцией в Иране похоронил своё переизбрание.

Есть ли в Эстонии элита?

События последних двух недель подняли этот вопрос со всей серьезностью. Стало очевидно, что нами правит некая масса субъектов, готовых на все ради власти и теплых местечек. Они могут объединяться или вступать в единоборство, разоблачать друг друга и переходить из одной партии в другую, не задумываясь о реноме политической деятельности и имидже страны. Кругом царит тотальная безответственность на всех уровнях. Все воюют против всех.

Страна остановилась в развитии. Мы можем сколько угодно выполнять макроэкономические критерии, получая хвалебные слова от Евросоюза и даже финансовую подпитку. Но невозможно жить без общих целей, ценностей и моральных критериев, без доверия к институтам государства и общества. Даже JOKK принципы перестали работать. Никто не верит в объективность правоохранителей. Нельзя жить дальше без моральных ценностей у элиты. Среди нее не должно быть случайных людей, которые становятся парламентариями и министрами только благодаря готовности использовать все средства для достижения цели. В очередной раз повторю, что именно для малого народа, решающего сложные проблемы выживания в глобальном мире, разобщенность особенно губительна.

Поучительная история

Любимая шутка автора об информации вообще и статистических данных в частности.

В автошколе на первом занятии преподаватель говорит:

- Очень большая проблема - пьяные за рулем. По их вине происходит треть тяжелых аварий.

Один из слушателей комментирует:

- Но тогда получается, что еще большая проблема трезвые водители за рулем. По их вине происходит в два раза больше аварий.

Ключевые слова

Наверх