«Треугольник»: Социальные сети — чудо или беда XXI века?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Елена Поверина
Елена Поверина Фото: etnoweb

Социальные сети все больше вливаются в повседневную жизнь. По мнению экспертов, влияние соцсетей на социальную и политическую жизнь общества будет возрастать. Свобода мнений в социальных сетях — это иллюзия или реальность? Об этом - в понедельник, 4 июня, в 22.00 в передаче «Треугольник» на канале ETV2, пишет Rus.er.ee

В студию к ведущей Елене Повериной приглашены медиа-эксперт, преподаватель журналистики Таллиннского университета Виталий Белобровцев, филолог и библиофил Денис Поляков и один из первых активных русскоязычных пользователей «Живого журнала», доцент по русской литературе Тартуского университета Роман Лейбов.

Как влияет виртуализация социальных отношений на нашу жизнь? По мнению гостей студии, социальные сети — явление необратимое, с которым бесполезно бороться. Со временем реальность меняется, поэтому рассуждать на тему, хороши социальные сети или нет, бессмысленно. С одной стороны, есть примеры, когда из-за пристрастия к интернету рушатся семьи, говорит Денис Поляков, но с другой стороны, одно приходит на смену другому. «Ведь кино закончилось, его мало кто смотрит, и это факт», - отмечает Роман Лейбов. Журналист портала Delfi Маргарита Корнышева, за комментарием к которой обратилась съемочная группа «Треугольника», отмечает, что социальные сети рвут живые человеческие связи: «Люди, особенно молодежь, теряют навыки живого общения. В интернете нельзя прикоснуться к женщине или мужчине. Извините, дети тоже не появятся через интернет».

Можно ли считать социальные сети новым средством массовой информации? Кому больше доверяют люди, сообщениям в Facebook и Twitter или же газетам? Об этом «Треугольник» спросил обывателей на улицах Таллинна.

Дискуссия коснулась и роли соцсетей в формировании общественного мнения и протестных настроений в разных странах мира — России, Эстонии, арабских странах. О том, как были организованы недавние акции оппозиционеров в России, расскажут сами их участники в одном из сюжетов передачи.

По мнению Виталия Белобровцева, роль социальных сетей в России и Эстонии очень отличается. Если в России они используются для социальной и политической активности из-за давления властей, то в Эстонии соцсети — это, скорее, клубы по интересам, которые объединяют, например, любителей книг или автомобилей. «Соцсети имеют огромное влияние в тоталитарных или авторитарных обществах, - уверен Белобровцев, - У нас, в Эстонии, как в демократическом обществе, реального политического или идеологического влияния они не имеют. В странах, где СМИ дают, мягко говоря, не взвешенную информацию, например, в России, сети приобретают огромное значение». В вопросе отсутствия свободы прессы в России с Виталием Белобровцевым не согласился Денис Поляков. Доводы, примеры и спор сторон на эту тему увидите в передаче.

Не обошло обсуждение и вопроса влияния соцсетей на язык и мышление людей. Виталий Белобровцев признал, что русские люди в Эстонии постепенно утрачивают способность формулировать фразы. «Возможно, это не только влияние социальных сетей, но, в отличие от эстонцев, русские люди отвечают на вопросы коротко, как Вы видели в сюжете. То же показывает и моя практика со студентами», - говорит преподаватель.

Роман Лейбов признался, что соцсети сильно влияют и на филологов: «Да, люди всегда общались обрывками, но всегда были границы, островки порядка. Задача филологов сегодня — работать против эволюции. А эволюция заключается в том, что психология внимания у людей, структура их памяти сегодня совсем другие. Мы запоминаем ключевые слова в поисковых системах, которые очень быстро меняют мир, да и сам мир очень быстро меняется».

Подготовка и выпуск передачи «Треугольник» осуществляются при поддержке Европейского фонда интеграции граждан третьих стран, Фонда интеграции и миграции "Наши люди" (MISA) и Министерства культуры Эстонии.

Ключевые слова

Наверх