доисторическая находка. Защитники старины обратились к услугам археологов-любителей при исследовании древнего поселения.
Бывшие враги объединили силы
Защитники старины и «черные археологи» (так называют людей, сделавших своим хобби поиски предметов старины с помощью металлоискателей) впервые объединили свои силы для того, чтобы извлечь на свет божий то, что скрывается в недрах земли на месте древнего поселения, обнаруженного при строительстве Тартуского шоссе.
Строительство второй полосы на шоссе Таллинн-Тарту приостановилось в феврале этого года после того, как на 31-м километре шоссе, не доезжая до перекрестка Колу, местный житель обнаружил на поле около дороги осколки горшка и фрагменты старинных предметов из металла.
Информацию о находках защитники старины получили едва ли не в последнюю минуту перед тем, как экскаватор, который выкорчевывал деревья, приступил на этом участке к работе.
Выигрыш во времени
«Речь идет о поселении доисторической эпохи, до сих пор нам удалось обнаружить следы одного-двух домохозяйств», — сообщил о результатах раскопок археолог и ученый-нумизмат Тартуского университета Маури Киудсоо.
Ранее в местах раскопок древних поселений удавалось найти немногочисленные осколки посуды, фрагменты металлических кулонов и брошей, а также старинные шведские и российские монеты более позднего исторического периода.
Для археологов большой интерес представляют печки-каменки, находившиеся в домах, расположение которых перед началом строительства шоссе зафиксировали.
Находка же, относящаяся к XIII веку, сюрпризом не стала, поскольку неподалеку от этого места находится древнее поселение Сауле, о котором датские монахи оставили письменные упоминания, относящиеся еще к 1219 году.
«Немногочисленность находок на самом деле очень хороший показатель, значит, впоследствии на этом месте больше не было поселений, при строительстве которых предметы древности наверняка были бы повреждены», — полагает Киудсоо.
По словам старшего инспектора Департамента охраны памятников старины Армина Руди, обнаружение древнего поселения предоставляет новые сведения о том, где расселялись люди в доисторический период и как жили. «Историческую или научную ценность представляют не столько отдельные обнаруженные предметы, сколько информация о том, что здесь располагалось поселение», — сказал он.
При этом представителям ведомства и археологам не пришлось останавливать строительство шоссе на долгие месяцы.
В сложившейся ситуации впервые удалось применить Закон об охране памятников старины, вступивший в силу в прошлом году, который обязывает археологов-любителей, занимающихся поисками предметов старины с металлоискателями, пройти обязательные курсы и получить на свою деятельность официальное разрешение. После этого их можно привлекать для археологической деятельности на государственных территориях, отмеченных как памятники старины.
На место пригласили пару десятков любителей с металлоискателями и разрешили им исследовать верхний культурный слой, а после того, как он был удален, к работе приступили археологи и занялись изучением обнаруженных предметов. «Использование услуг т.н. детектористов полностью себя оправдало», — считает Руди.
Однако подобное взаимопонимание между археологами-любителями и защитниками старины было далеко не всегда. Еще в 2008 году группа академиков, защитников старины и археологов выступила с обращением к тогдашнему министру культуры, в котором отмечалось, что ущерб, наносимый черными археологами, принял катастрофические размеры.
«Их находки не попадают в научные учреждения и музеи, они находят себе место в частных коллекциях, антикварных лавках и на зарубежных аукционах», — говорилось в обращении, подписанном 52 специалистами.
Любимое дело
Эркки Хейнсалу — один из тех любителей, имеющих официальное разрешение на деятельность, которые помогали в раскопках на месте обнаруженного поселения. Причем Департамент охраны памятников старины не платит ему зарплаты.
«На самом деле нам этого и не надо. Детектористы просто получили возможность заниматься любимым делом под руководством компетентных людей», — объяснил Хейнсалу, почему он принимал участие в археологических работах.
По его словам, детектористы могут оказать большую помощь специалистам из Департамента охраны памятников старины, поскольку у них, по сравнению с археологами, более серьезный опыт работы с техникой.