Россиянин Виктор Бут, осужденный в США на 25 лет лишения свободы за доказанный, по мнению американской стороны, факт торговли оружием, будет отбывать наказание вместе с террористами и лидерами преступных группировок, пишет "Коммерсант".
Пресса: Буту не смягчили режим — его будут держать с террористами и главарями бандитов
По данным издания, в тюрьме Marion в штате Иллинойс, куда накануне этапировали Бута, существуют спецблоки для особо опасных преступников, и не исключено, что россиянина направят именно туда. Marion является одним из двух тюремных учреждений в США, где часть заключенных содержится в так называемых Communication Management Unit . Эти отделения были созданы в апреле 2006 года и, согласно специальному разъяснению Управления тюрем, предназначены для "контроля за информацией, которую получают и передают заключенные, обвиняемые в преступлениях, связанных с терроризмом".
По данным американских СМИ, в настоящее время в отделениях CMU в Иллинойсе и Индиане содержится 71 человек. Среди них — обвиняемые в материальной поддержке террористических организаций, члены исламистских группировок, включая "Аль-Каиду" и сомалийскую "Аш-Шабааб", организаторы терактов в Центре международной торговли в Нью-Йорке в 1993 году. Кроме этого, в спецблоках отбывают длительные сроки заключения лидеры нескольких организованных преступных групп и радикальных организаций — глава Dixie Mafia из штата Миссисипи Киркси Никс и активист Animal Liberation Front Абдул Хакк, осужденный за производство и распространение синтетических наркотиков.
Права обитателей спецблоков заметно ограничены. Если обычным заключенным положено как минимум одно личное свидание в неделю, а также не менее 300 минут телефонных разговоров в месяц, то для осужденных блока CMU разрешен лишь один звонок в неделю продолжительностью не более 15 минут. Свидания могут проходить дважды в месяц по два часа, при этом личный контакт исключен: заключенный и его гость встречаются в комнате, разделенной стеклянной перегородкой, а беседа проходит по телефону.
Телефонные переговоры и беседы при встречах с посетителями осужденные обязаны вести только по-английски. Вся переписка проходит тюремную цензуру, а письма в обязательном порядке копируются. Исключение делается только для корреспонденции, адресованной адвокатам.
Виктор Бут, напомним, был признан виновным по четырем пунктам обвинения, в числе которых была и материальная поддержка колумбийской повстанческой группировки FARC, и 5 апреля приговорен к 25 годам тюрьмы. Бут настаивает на своей невиновности.
Семья и защита Бута просили направить его для отбытия наказания в тюрьму Форт-Дикс, штат Нью-Джерси, где сейчас находится еще один россиянин — Константин Ярошенко, приговоренный к 20 годам заключения за сговор с целью контрабанды на территорию США крупной партии кокаина. Он также не признает себя виновным.
В декабре прошлого года, объясняя, почему российский бизнесмен был помещен в одиночную камеру спецблока для особо опасных преступников нью-йоркской тюрьмы, США заявили, что Бут якобы располагает достаточными ресурсами для того, чтобы попытаться организовать побег с помощью других заключенных. На прошлой неделе условия отбывания наказания Буту были смягчены: было объявлено о переводе россиянина в тюрьму в Иллинойсе. Ранее глава Минюста США заявлял, что власти страны могут рассмотреть вопрос о том, чтобы Бут отбывал наказание на родине, если получат от России соответствующий запрос.
Накануне в прессе появились слухи о том, что Бута могут вернуть на родину, обменяв его на полковника ФСБ в отставке Валерия Михайлова, приговоренного Московским окружным военным судом к 18 годам лишения свободы за сотрудничество с агентами ЦРУ.