Эстонцы все еще считают себя существами, которые прогибаются перед иностранцами, пишет в Postimees писатель и кинорежиссер Имби Паю, пытающаяся понять, почему реакция Тоомаса Хендрика Ильвеса на мнение Пола Кругмана вызвала столь большое недовольство.
Имби Паю: где корни эстонского раболепия?
Недовольство некоторых соотечественников в связи с тем, что президент Эстонии осмелился возразить небрежно брошенным заявлениям Кругмана, напоминает вычитанное в дневнике Айно Каллас описание того, как в 1905 году на Хийумаа отмечали церковный праздник, и господа после него организовали ужин, на который были приглашены эстонские интеллектуалы и хуторяне.
Представитель хуторян выступил с речью, сказав: спасибо, хозяева мызы, что пригласили нас сюда, но мы обычные существа, поедим досыта и уйдем. Раболепие вызвало у Айно и Оскара Калласа большое смущение, особенно потому, что за столом сидели несколько дворян-вырожденцев.
Кажется, я понимаю, где корни и психология нашего пресмыкательства. Мы все еще считаем себя существами! Президент Эстонии отстаивал свое государство, что и должно быть первой рефлекторной реакцией эстонца – а не раболепие, что, мол, как это президент столь маленькой страны посмел так отреагировать.
Вместо того, чтобы доморощенно вопить на страницах газет, можно было бы зайти в google и увидеть, что Ильвес в мировой журналистике создал об Эстонии хорошее впечатление.