Cообщи

Правые политики в панике. Нас больше не хвалят

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

Наше законотворчество – преступление правых политиков

Правые политики пытаются набрать политические очки на входящем в силу новом порядке оплаты госпошлин. Не знаю, что хуже: если они нас намеренно считают умственно отсталыми или сами не знают историю вопроса. Есть прошлогодний анализ Государственного суда, который автор порекомендовал бы прочесть всем. Эта вещь посильнее Фауста будет. Нынешнее понижение пошлин принимается под давлением многих юридических инстанций (в том числе самого ГС), а также европейских структур. Но соль в том, что они были повышены лишь три года назад. Тогда в авральном порядке под разговоры о проблемах с бюджетом много странного делалось. Это было самое циничное и людоедское решение за всю историю восстановленной независимости. Описываемый анализ в значительной степени — это переписка с Министерством юстиции (признание «людоеда»), из которой ясно, что с одной стороны приведенное повышение объяснялось необходимостью ограничить лавину исков к работодателям в начале кризиса, а с другой – якобы уменьшить необоснованные имущественные иски. На практике в тот период это означало невозможность оспорить решения банков и других финансовых структур о сумме претензий при расторжении кредитных договоров, а также защищаться от безобразий со страховкой, парковкой и произвола судебных исполнителей. Многие люди оказались без работы, а значит, временно без средств к существованию и возможности выполнять обязательства перед банками, с риском оказаться на улице и имея на руках дополнительные претензии банков, сравнимые с суммой основного долга. Повышение пошлин и уменьшение возможности защищаться в суде в этой ситуации было цинизмом в кубе. Но в этом только часть проблемы. Госсуд приводит данные о размере пошлин в сравнении с другими странами (Германия, Дания, Франция). Выясняются совсем удивительные вещи. В странах с уровнем жизни в 2-3 раза выше нашего пошлины существенно ниже (об этом есть пункт в резюме обзора). И пусть мне теперь кто-то во власти объяснит эту ситуацию. Это уже содержит элементы геноцида собственного народа. Так что, анализируя наши экономические успехи (подлинные и мнимые), похвалы европейских структур и ломая голову над проблемами демографии, надо держать в голове и эту ситуацию.

Нам нобелевские лауреаты не указ

Большим событием недели стала полемика президента и Пола Кругмана, выдающегося экономиста, нобелевского лауреата, одного из десяти самых влиятельных журналистов планеты. В этой полемике странно было все. Началась она в блоге Кругмана. На пост лауреата очень эмоционально прореагировал президент. Он сделал это в полночь, во время поездки по Латвии. Ильвес, будто тинейджер, вернувшийся с вечеринки, начал что-то на скорую руку постить.

Сделал он это не только в форме, далекой от адекватности, но и абсурдно по содержанию. Кругман написал, что Эстония не может быть примером восстановления экономики после кризиса, так как это восстановление произошло частично и в противоречивой форме. В основном — благодаря аскетизму. Свое мнение лауреат снабдил графиками и экономическими выкладками. В ответ президент выдал поток сознания, где было все: обвинения в пренебрежении к жителям Восточной Европы и высокомерности по отношению к размерам Эстонии, непонимании отличия ситуации в Эстонии и Америки и далее по списку. Не было только экономической терминологии и логичных аргументов, адекватных ситуации. К этой полемике подключились другие правые политики. Особенно активен был Урмас Рейнсалу. Лиги, от него логично было бы ждать аргументов из области экономики и финансов, просто назвал мнение Кругмана ошибочным. Самым комичным было то, что защитники президента высокомерно назвали лауреата лишь журналистом (не экономистом). Это комедия в квадрате. Журналист у нас, как известно, президент. При этом его успехи даже на этом поприще, в отличие от Кругмана, более чем скромные. Великое счастье нашего президента, что у нас с Америкой разница во времени и оппонент президента, как выяснилось из его интервью, не следил за полемикой. Но теперь наши журналисты обратили его внимание на реакцию президента. Нельзя исключать появления разгромной статьи в NYT.

Мы уже давно не ждем от нашего президента что-либо особенное, понимая его ритуальную роль и скромные личные интеллектуальные возможности. Неужели ему трудно хотя бы нас не позорить? Неужели нужно писать какие-то формальные инструкции, что не следует ему дискутировать со специалистами мирового уровня, особенно в тех областях, где президент некомпетентен, то есть почти во всех, кроме журналистики и разговорного английского языка.

Короткие комментарии по разным поводам

Немой вопрос о вызове министра юстиции Кристена Михала, точнее – почему он до сих пор не состоялся, зависает над всей нашей политикой. Позже задним числом нам придумают байку про начало отпусков и глубокий анализ материалов обыска офиса реформистов. Но вместе с отказом от новых интервью эта ситуация означает тупик юридической системы: министра юстиции назначает партия правящей коалиции, расследование коррупции и партийных злоупотреблений ведет прокуратура, она же в свою очередь подчиняется Минюсту. Есть ощущение, что создатели нашей юридической системы вообще не считали возможным, что злоупотребления могут расследоваться у правящих партий. Абсурд.

Хотя не больший абсурд, чем предложение Маргуса Цахкна о наделении избирательным правом с момента рождения. По этому поводу уже появились язвительные предложения пойти дальше и наделить этим правом яйцеклетки правопреемных граждан. Некая извращенная логика в действиях правых политиков есть. Они поняли, что нормальные совершеннолетние граждане после кризиса за них голосуют гораздо меньше. Поэтому заигрывания со сторонниками однополых браков, предложение дать право голоса в 16-18 лет и новый перл — это все движение в одном направлении: расширение электората за счет нетрадиционных групп, по возможности аполитичных и доверчивых, не разочаровавшихся в правой политике.

На прошедшей неделе было много материалов о юбилее правления английской королевы. Я не берусь судить, насколько искренны Виндзоры в последние сто лет по отношению к своим подданным. В самой Англии немало сторонников упразднения монархии. Но взаимное уважение между подданными и монархией налицо, приличия соблюдаются безукоризненно. Это выполнялось даже во время мировых войн и военных конфликтов, когда члены правящей фамилии служили в армии (некоторые не вернулись). У нас же президентские дети, даже не успев после службы в армии закончить учебу, входят в советы госструктур. Первая леди на каком-то этапе активно третировала журналистов. Только у нас возможна ситуация, когда ради обычной операции на плече президент поедет в соседнюю страну и потратит на это деньги налогоплательщиков в размере полугодовой средней зарплаты. О президенте можно целую сатирическую повесть написать. Он уже дошел до того, что сограждане обсуждают, насколько низок его IQ.

Безнадега.ее

Именно эта фраза приходит в голову, когда наблюдаешь за действиями нынешних политиков вообще и молодых в частности. Реформистская партия в панике от первых же серьезных проблем. Долго уходя от критики, глубокого анализа собственной деятельности и предъявления каких-либо претензий со стороны, партия от первых же серьезных проблем впала в истерику и неадекватность. Только так можно объяснить, что генсек Калев Кукк на прошлой неделе решил собрать «умные головы» для поиска решения проблем. По этому поводу Индрек Таранд сострил: значит, в нынешнем руководстве партии сидят идиоты. Андрус Ансип пошел в отпуск, чтобы ухаживать за внуками. А Сильвер Мейкар скоро будет объяснять соратникам по партии, зачем он окунул их в ушат с помоями. Он до сих пор не вышел из партии, а они его не исключили.

Дискуссия с Кругманом показала полную неспособность первых лиц вести цивилизованную полемику за пределами страны с теми, кто не торопится хвалить. Сплошная истерика, подростковые обиды и полное отсутствие аргументов. Наша элита, по большей части правых взглядов, производит впечатление подростка, который никак не хочет начать взрослую жизнь. Он воспринимает только похвалу. Всех, кто пытается давать объективные оценки, объявляет врагами, не хочет трезво себя оценить и вести ответственно. Хватит нашей элите, подобно неумному гимназисту, коллекционировать похвалы. Вместо этого лучше войти во взрослую жизнь и начать реально осознавать свои слабые и сильные стороны, дружить с соседями и слушать советы людей, которые являются признанными авторитетами в своей области. У нас же происходит нечто иное.

Эпилог (от Жванецкого)

Когда все стали кричать: «Свобода!» — и я вместе со всеми пошел смотреть по лицам. Нормально все. Наши люди. Они на свободу не потянут. Они нарушать любят.

Наверх