Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Мушкетеры. Тридцать лет спустя

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ну какая же комедия плаща и шпаги без боя в трактире?
Ну какая же комедия плаща и шпаги без боя в трактире? Фото: Кадр из фильма

Повзрослевший д’Aртаньян не ввязывался в явно безнадежные авантюры. Он был с Мазарини против фронды и с королем — против Фуке. (Хотя на душе иной раз кошки скребли.) Но если позовут друзья, к черту трезвый расчет! Карла Стюарта все равно обезглавили, авантюра не удалась… Но за попытку — спасибо!

Михаил Боярский признавался, что не хотел сниматься в «Возвращении мушкетеров». Но троих остальных друзей режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич уговорил, а значит — один за всех и все за одного! Увы, тревожные предчувствия актера оправдались!



Не Дюма, а капустник


Безумная выдумка режиссера: четверо героев отпрашиваются с того света, чтобы помочь своим детям в очередной раз выручить незадачливую королеву Анну — снимает всякие вопросы типа: Дюма? Не Дюма! А также избавляет авторов от ответственности за нелепые анахронизмы. Хотя бы за парламент, грозящий обез­главить королеву-растратчицу. Они что — Анну Австрийскую с Марией-Антуанеттой спутали?



С самого начала ясно: фильм снят не всерьез. (Мюнхгаузен предупреждал, что самые больше глупости делаются с серьезным выражением лица; Юнгвальд-Хилькевич в очередной раз доказал, что глупости можно делать с развеселой миной и хихикая над собственными шутками.) Это — капустник по мотивам бессмертного трехсерийного телемюзикла, который та же (в основном) компания сделала 30 лет назад. Даже композитор тот же: Максим Дунаевский.



Вот только тексты песен к тому фильму писал некий Карен Кавалерян, который бестрепетно рифмует «любовь — кровь» (что стесняются сегодня делать даже начинающие графоманы) и вкладывает в уста героев слова: «Мы команда!». (Это вместо «Когда твой друг в крови — будь рядом до конца».



Высокая романтика сменилась бессмысленной кричалкой типа «Зенит — чемпион!»)


Сюжет совершенно нелеп. А главное — сколочен тяп-ляп и разваливается на глазах. В груде обломков попадаются и удачные детали: например, придурковатый Король (Дмитрий Харатьян) с его постоянным: «Луиза, где вы?».



Вы скажете, Людовик XIV был не таким? Но в списке действующих лиц не сказано, что его зовут Людовик, да еще Четырнадцатый! Так, глупый король из сказки… И Александр Ширвиндт в роли министра Кольбера очень внушителен. А вот и. о. Миледи мадам де Круаль (Алена Яковлева) вообще ни к селу, ни к городу!


Природа отдыхает?



Говорят, на детях природа отдыхает. Не всегда. Антон Макарский (сын Арамиса Анри) легок, обаятелен и декоративен; г-н д’Эрбле-младший у него получился не хуже, чем шевалье де Еон в экранизации пикулевского романа. Ирина Пегова (дочь Портоса, монахиня Анжелика) упоенно играет такую же резвушку-хохотушку, какую не раз играла и на сцене, и в кино. (Свежий нюанс: монахиня сидит в седле по-мужски!



Консультанта фильма — в студию!) Дмитрий Нагиев (внебрачный сын Портоса Леон) привычно брутален. Данила Дунаев (сын Атоса Рауль), очевидно, раньше всех сообразил, куда вляпался, и слинял с проекта, поэтому его очень быстро убивают, не дав проявиться во всей красе.



Отдохнула природа только на дочери д’Aртаньяна Жаклин. Лянка Грыу, которую снимают в кино чуть ли не с пеленок, здесь совершенно беспомощна и неинтересна. Хотя в мужском платье смотрится очень привлекательно.



Фильм, которого не было


«Двадцать лет спустя» и «Тридцать лет спустя» снимались мучительно долго. В начале 1990-х денег не хватало (как не будет хватать и сейчас); последнюю картину Юнгвальд-Хилькевич вообще скомкал, оборвав сюжет, посадив мушкетеров на верблюдов и отправив в африканскую ссылку. Трилогия не состоялась. А как мечтал Михаил Боярский о полноценном и патетическом третьем фильме!



Трилогия Дюма — гениальное повествование о том, как меняется время. Первая часть — героическая комедия. Вторая — драма; кризис среднего возраста, расставание с большей частью идеалов юности. Третья — трагедия. Герои отжили свое.



Наступило время мелких чувств, мелких поступков; масштабные интриги сменились подленьким стукачеством. На первый план вылезли бойкие и бессовестные молодые люди. Они не умеют так великолепно фехтовать, как наши герои, они не способны на бескорыстную дружбу, но искусством облизывать начальственные филейные части владеют в высокой степени.



Великолепной четверке остается одно: уйти с арены, чтобы потом воскреснуть в сердцах тех, кто еще умеет ценить и понимать благородство.


В «Возвращении…» — помимо воли авторов? — возникают намеки на эту тему. Арамис (Игорь Старыгин) на дуэли с Леоном фехтует техничнее и красивее противника, но дыхалка не та, и постаревший мушкетер падает, пронзенный шпагой.



С лица Атоса (Вениамин Смехов) — даже воскрешенного — не сходит тень смерти. Портос (Валентин Смирнитский) роняет пышный парик, и мы видим полысевшего, усталого, больного человека. Д’Aртаньян пытается оставаться д’Aртаньяном, но каких трудов ему это стоит!



Мне непонятно только, как в сцене гибели д’Aртаньяна режиссер отказался от великолепной подсказки Дюма: крупным планом рука героя, тянущаяся к маршальскому жезлу? Французский писатель позапрошлого века лучше понимал в кинематографе, чем одесский современный режиссер?



Фильм


«Возвращение мушкетеров»


Россия, 2009. Комедия


Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич


Авторы сценария: Юрий Бликов, Антон Марков


Оператор: Сергей Тартышников


Композитор: Максим Дунаевский


В ролях: Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин, Алиса Фрейндлих, Александр Ширвиндт, Антон Макарский, Данила Дунаев, Дмитрий Нагиев, Ирина Пегова, Лянка Грыу, Дмитрий Харатьян, Евгения Крюкова, Алена Яковлева, Владимир Балон и др

Комментарии
Наверх