/nginx/o/2012/06/10/1159194t1h73b7.jpg)
Украина. По оценке Богдана Данилишина, входившего в состав украинского правительства в 2007-2010 годах, будущее государства определят предстоящие осенние выборы.
Богдан Данилишин, 48-летний бывший министр экономики Украины — один из сторонников Юлии Тимошенко, которого после прихода к власти нового режима обвиняют в растрате государственных средств. В начале прошлого года Чехия предоставила ему политическое убежище.
Я встретился с Данилишиным в Праге, в офисе учрежденной им весной прошлого года группировки «Украино-Европейская перспектива» (УЕП) на улице Политзаключенных.
Почему вы попросили убежища именно в Чехии?
Я сам не выбирал Чехию. Меня арестовали здесь в октябре 2010 года на основании выданного Украиной международного ордера на арест, поскольку новое руководство Украины обвиняло меня в экономических преступлениях. Поскольку меня здесь арестовали, пока дело расследовали, мне предоставили убежище.
Что вы думаете о нынешней политической ситуации в Украине?
Ситуация сложная. Украина оказалась в единоличной власти одной партии. Эта партия решает все, что происходит в государстве, как в экономике, так и других сферах, простираясь от верхних эшелонов до местного уровня.
Партия регионов полностью контролирует правовую систему и прочие ключевые сферы функционирования государства. Президент и его партия управляют Украиной, как им заблагорассудится. Мы близки к периоду, который царил на Украине до 2004 года и до оранжевой революции.
Юлия Тимошенко сидит в тюрьме по обвинению за экономические преступления. Вы входили в состав украинского правительства в 2007-2010 годы и занимали пост министра экономики. Было ли обвинение Тимошенко чисто политическим решением?
Тимошенко возглавляла на Украине самую большую партию. Она участвовала в президентских выборах 2010 года, но проиграла нынешнему президенту Виктору Януковичу примерно три процента голосов. Иными словами, разрыв между двумя кандидатами был минимальным.
Тимошенко имела колоссальный вес в политике.
Она была лидером оппозиции, личностью, которая могла мобилизовать людей на борьбу за права человека. И сейчас она является единственным на Украине человеком, который на это способен. Другие оппозиционеры не имеют столь мощного влияния. Поэтому правительство не хотело давать Тимошенко власть, и ее пришлось устранить.
Вы знакомы с Тимошенко лично. Какой она человек?
Могу сказать, что она понимает и видит многие вещи более отчетливо, чем другие. Как я уже сказал, это личность, обладающая способностью организовать процессы.
Есть у вас отсюда из Праги какая-то связь с ней?
Прямого контакта больше нет, поскольку она в тюрьме. Некоторое время назад Чехия предоставила политическое убежище ее мужу Александру Тимошенко. Я тесно сотрудничаю с ним в рамках УЕП. Да и их дочь часто бывает здесь в гостях.
Мы тут очень внимательно следим за развитием ситуации с Тимошенко и информируем об этом общественность. То же относится к общей ситуации в Украине. Мы со своей организацией делаем все, чтобы Украина встала на путь европейской интеграции.
Осенью на Украине пройдут парламентские выборы. Мы будем добиваться того, чтобы они были свободными и демократичными. Поэтому необходимо просить международную общественность наблюдать за их проведением, чтобы нынешнее правительство не могло их сфальсифицировать.
Вы лично знакомы с Виктором Януковичем?
Да, я знаю его уже более десяти лет... Я работал с ним вместе.
Какой он человек?
Человека можно оценивать по-разному. Когда я работал с ним, то президентом был Леонид Кучма. После оранжевой революции Янукович оказался в оппозиции. В 2010 году его избрали президентом. Это его изменило.
Украина с Польшей проводят ЧЕ по футболу. Многие требовали, чтобы представители ЕС бойкотировали проходящие в Украине матчи из-за событий там, вызывающих озабоченность.
Следует ли бойкотировать проводящиеся в Украине матчи?
По-моему, ЧЕ по футболу — это заметное событие для всей Европы. Думаю, что политические и спортивные интересы следует разделять. Руководитель каждого государства может сам решать, как он относится к этим играм. Если он увидит, что на Украине нарушаются права человека и принципы демократии, то он сам сможет сделать соответствующие выводы.
Считаю, что проводить ЧЕ в Украине следует хотя бы потому, что для этого были приложены огромные усилия. Эту работу начинали еще тогда, когда я был в правительстве. В 2008–2010 годы мы многое делали для будущего ЧЕ, хотя в те годы Украину поразил тяжелый экономический кризис. Для проведения будущих соревнований строились стадионы и другие сооружения.
Бойкотировать можно и иными методами, чем полным отказом от участия в ЧЕ. После игр мы можем посмотреть, кто из европейских руководителей не приехал поддержать свою команду.
Как пример подобного бойкота можно отметить ялтинскую встречу в верхах в мае, которая оказалась сорванной, поскольку большинство глав государств сообщило, что прибыть не сможет. Это был пример солидарного бойкота в поддержку демократии.
Так была высказана позиция европейских лидеров в отношении происходящих в Украине событий.
Вы можете предсказать, когда Украина станет демократическим государством?
В Украине открылась возможность демократического развития во время оранжевой революции. Но вышло так, что пятилетний срок президентства Виктора Ющенко оказался огромным разочарованием.
Важно, чтобы Украина не оказалась в изоляции и интеграция с ЕС продолжилась. Поэтому важно, чтобы в Украине действовали принципы демократии, защищающие права человека.
Вопрос зависит от нынешнего правительства, которое должно решить для себя, хочет ли оно в будущем сотрудничать с другими партиями, или сделать из страны контролируемую Партией регионов территорию.
Для будущего развития Украины октябрьские парламентские выборы будут иметь ключевое значение.