Космический корабль «Прометей» летит на свидание к Cоздателям

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ужастик
Ужастик Фото: Кадр из фильма

Нет, это не приквел к «Чужому» (1979), как было объявлено. Просто великий мастер показывать на экране мрачное величие Неведомого и нагнетать страх, от которого — без преувеличения — холодеет зрительный зал, Ридли Скотт возвращает нас в золотую эпоху эпической фантастики.


В то время, когда она еще заставляла зрителя думать, а не бездумно развлекала и пугала его примерно в равных пропорциях. За 2 часа и 4 минуты экранного времени ты не только насквозь пропитываешься  магией космического триллера, но и успеваешь понять, насколько изменился мир за те 33 года, которые прошли с выхода первого «Чужого».

Мы обзавелись незаметно укоренившимися в повседневности персональными средствами связи, которые в 1979-м еще казались фантастическими, но — за все надо платить! — совершенно разучились критически подходить к обрушенному на нас потоку информации.

Мы уже не думаем. Нам навязывают готовые решения, и мы вместо экологически чистого собственного выбора глотаем уже пережеванную — и не однажды — синтетическую жвачку, в нашем сознании поселяются пожирающие волю и сбивающие с толку «чужие», пострашнее, чем в том старом фильме, хотя и не такие страхолюдные…

Мифы против Дарвина
История полета и гибели космического корабля «Прометей» — одновременно и мастерски снятая драма с очень сильными вкраплениями хоррора, и философский фильм. В пещере на острове Скай обнаружены наскальные рисунки, по которым ученые вычислили (угадали?), что человечество обязано своим происхождением пришельцам извне, и определили, откуда явились эти Создатели.

Престарелый миллиардер Вейланд, с лицом, испещренным глубокими морщинами, сам похожий на инопланетное существо, снарядил экспедицию к звездной системе Дзета Сетки…
И тут Ридли Скотт заставляет нас задуматься над коренным вопросом бытия: откуда мы, в конце концов, взялись?

Теория Дарвина о происхождении видов прекрасно работает до тех пор, пока не добирается до человека. Разница между наиболее продвинутым homo erectus, кроманьонцем, и старейшими известными нам людьми разумными, людьми творящими, шумерами, слишком велика.

Между ними пропасть. Пресловутое промежуточное звено найти так и не удалось. Можно, конечно, утешать себя тем, что не там искали или плохо искали, но это — разговорчики в пользу бедных.

Между тем у всех известных нам народов существуют мифы о сотворении мира и — это самое важное! — человека. Один был Создатель или их было несколько — не столь уж существенно. Важно, что эти мифы не придуманы, а хранятся в генной памяти людей.

Ридли Скотт в своей картине не очень-то заботится о том, чтобы свести концы с концами, и при желании в «Прометее» можно найти нестыковки, алогизмы, вопросы, на которые не дано ответа. Однако вспомним знаменитый и часто встречаемый в штыки (от непонимания) афоризм Тертуллиана: «Верую, ибо абсурдно»

Смысл этих слов таков: существуют тайны, которые мы не в состоянии объяснить, ибо мыслим, в общих чертах, рационально, а в мире существует нечто иррациональное, не поддающееся объяснению на нашем уровне знаний. Закрыть глаза на это не получается. Остается верить.
Вот и Ридли Скотт верит в Создателей, однажды проникших на Землю и давших начало человечеству. Но какова будет встреча с ними?

В детстве мы читали в фантастических романах про возможность встречи с неизвестным существом, — пел Высоцкий. Он читал то же, что и мы все.

«Туманность Андромеды» Ефремова и «Магелланово облако» Лема, грандиозные эпопеи, к которым мы сегодня, увы, относимся с некоторым превосходством, так как и Ефремов, и Лем были уверены, что на Земле через энное количество веков установится справедливое общество, воспетое утопистами.

Но они — как и их западные коллеги, не верившие в утопии — предупреждали, что — какой бы строй ни царил на Земле — Космос несет в себе угрожающие тайны, и встреча с ними благостной не будет.

Полеты на околоземной орбите и на Луну — это еще не выход в Космос. Это прогулка по собственному саду или поход на соседнюю улицу. Ну ладно, на противоположный конец города.
Дело нужное,  рискованное, но тайны, лежащие за пределами Солнечной системы, остаются нам неведомыми.

Поэтому космические эпопеи имеют мало общего с реальным существованием орбитальных станций. Здесь иная степень трагизма и иное мироощущение.  «Прометей» ищет колыбель человечества, а находит его погибель.

Ридли Скотт не зря назвал свою картину и корабль именем титана, давшего человечеству огонь. Зевс, создав людей, остановился на стадии базовой модели, не позаботившись о том, чтобы заложенный в них потенциал развивался.

Наверное, опасался, зная, к чему это приведет. (Боюсь, что не напрасно!) Прометей, дав огонь, дал тем самым способность к эволюции, к совершенствованию. За что и принял муки…

Экипаж «Прометея» прикоснулся к запретному. Но прикосновение к тайне опасно для жизни!
Картина сделана в добрых старых традициях классической фантастики. Сначала — неторопливое повествование о полете, пробуждение астронавтов после пребывания в анабиозе (в фильме — в криостазе), постепенное раскрытие характеров и отношений.

Экипаж состоит из 17 человек, но главные герои — стервозная и волевая руководительница экспедиции, доверенное лицо Вейланда Мередит Виккерс (Шарлиз Терон), отчаянная и эмоциональная Элизабет Шоу (Нооми Рапас, сыгравшая в шведской трилогии «Девушка с татуировкой дракона», в космической саге очень напоминает Милу Йовович в «Пятом элементе», но это скорее комплимент, чем замечание), капитан корабля Дженек (Идрис Эльба) и неотличимый от человека робот-андроид Дэвид (Майкл Фассбендер).

Обстановка на борту корабля показана очень реалистично (если здесь применимо это слово); отношения совсем не простые, люди остаются людьми даже в космических безднах.

Великая жертва
С прибытием на планету Создателей действие начинает развиваться стремительно.
Спецэффекты, недоступные, когда создавался первый «Чужой», срабатывают на все сто, навевающая ужас тишина прерывается грохотом металла, огонь, посланный из смертоносных бластеров, испепеляет бывших людей, в которых уже поселилась зараза; Элизабет Шоу самоотверженно делает самой себе что-то вроде кесарева сечения, извлекая из собственного чрева вселившегося в тело космического гада; выведенный людьми из анабиоза Создатель оказывается пострашней змеевидных чудовищ; оторванная голова андроида Дэвида валяется на полу и дает полезные советы. Словом, те зрители, которые пришли сюда за приключениями и ужасами, свое получат!

Тем более, что в финале — подвиг самопожертвования. Герои отдают свои жизни ради спасения человечества.

Ридли Скотт не боится пафоса. В наше беспафосное время мы так соскучились по благородству и героическим поступкам, хотя сами не решаемся признаться в этом. Великие художники — не боятся.

РЕЦЕНЗИЯ

«Прометей» («Prometheus»)
Фантастический боевик. США, 2012
Режиссер-постановщик: Ридли Скотт
Сценаристы: Джон Спэйтс, Дэймон Линделоф
Оператор: Дариуш Вольски
В ролях: Нооми Рапас, Шарлиз Терон, Майкл Фассбендер, Идрис Эльба, Гай Пирс и др.

Ключевые слова

Наверх