/nginx/o/2012/06/13/1165360t1h00e9.jpg)
Свобода и СМИ. Российским каналам не разрешено транслировать передачи зарубежных радиостанций.
Хотя российской элите нравится в своей пропаганде представлять страны Балтии враждебно настроенными по отношению к Москве, на самом деле представители этой элиты вовсе не заинтересованы в открытом конфликте с западным миром, поскольку свои миллиарды они хранят на Западе и на Западе учатся их дети, считает журналист Андрей Шароградский, два десятка лет работающий в русской службе Радио Свободная Европа/Радио Свобода.
Вы знаете, кто слушает вас в России?
Очевидно, большинство составляют люди в возрасте 35-50 лет. Наша публика меняется и молодеет. Слушатели в большинстве своем образованные люди, живущие в больших городах. Прежде среди наших слушателей было большое число немолодых людей. В советское время многие слушали Радио Свободная Европа, хотя передачи и глушились.
В России было недолгое время после перестройки, когда президентом был Борис Ельцин и СМИ были относительно свободны. Тогда многие задавались вопросом, зачем нужно Радио Свободная Европа.
Но ситуация в России сейчас, во время правления Путина, изменилась. У нас много станций, транслировавших наши передачи в России, но они прекратили существование, поскольку налоговики отключили кнопку, у них нет разрешения транслировать передачи зарубежных радиостанций.
Из-за этого мы потеряли много слушателей. В Москве есть радиостанция, передающая передачи на средних волнах. Наш договор скоро истекает, и никто не знает, продолжится ли работа в Москве, где у нас большое количество слушателей. В автомобиле, например, очень трудно настроиться на среднюю волну.
Автомобиль, кстати, прекрасное место для того, чтобы слушать радиопередачи. Значительная часть наших слушателей слушает теперь передачи радио «Эхо Москвы», многие из которых очень интересные.
У Радио Свободная Европа есть свои корреспонденты в России?
Да. В течение нескольких десятилетий на Радио Свободная Европа не работал ни один советский гражданин. В целом работающие в Мюнхене русские журналисты — это эмигранты или их потомки. На Советский Союз передавали информацию о многих международных событиях, о которых советские люди никогда бы не узнали, так как там царила тотальная цензура.
Если бы в начале 1990-х годов руководство Радио Свободная Европа не стало расширять корреспондентскую сеть в России, радио прекратило бы свое существование, поскольку в 1990-е годы отражать события в России без этой сети было бы невозможно.
Сейчас у нас в России несколько сотен внештатных корреспондентов. Кто-то работает регулярно, кто-то нет, но когда что-то происходит, неважно где, у нас всегда есть кто-то, кто может сообщить нам об этом.
Как российское государство относится к таким помощникам?
Сегодня можно открыто говорить, что сотрудничаешь с Радио Свободная Европа… Хотя нам не спешат помогать. Время от времени нас называют враждебными голосами, но я не могу сказать, что людей, которые открыто сотрудничают с нами, бросают за это за решетку.
Российское руководство действует сейчас иначе, оно пытается развести нас с нашими слушателями. Иными словами, ты можешь работать, но какой в этом смысл, если никто не может это услышать или прочитать. Проблема в этом. Не думаю, что российское руководство хочет оказывать давление на наших корреспондентов, но они делают так, чтобы отделить нас от слушателей.
Я уже говорил о том, что российские каналы не могут транслировать продукцию зарубежных радиостанций. Вопрос упирается в лицензионную политику. Это битва, которую мы ведем и которую проиграем. Российское руководство не пустит нас на частоту FM.
Как вы охарактеризуете ситуацию с российскими средствами массовой информации?
Это очень сложный вопрос. Онлайн-медиа свободные. Это факт, но во многих случаях, особенно, когда критикуют Путина, возникают большие трудности. Кроме того, сотрудники онлайн-медиа всегда должны помнить о том, что они говорят или пишут.
Вторая и не менее значительная проблема заключается в том, что хотя Интернет в России довольно широко распространен, это и рядом не стоит с той позицией, когда он действительно важен. Российское правительство пытается осложнить обмен информацией через Интернет.
Что вы скажете о ситуации в журналистике?
Есть несколько хороших независимых газет, но их влияние очень незначительно. Их читает очень небольшая часть россиян. Общеизвестно, что, начиная с 2001 года, российское правительство пыталось подчинить себе СМИ, особенно это касается телевидения, которое по-прежнему является самым влиятельным российским медиа-каналом.
Десять лет назад правительство полностью взяло под свой контроль три крупнейших телеканала. Российское руководство уверено, что если оно будет полностью контролировать телевидение, то выиграет пропагандистскую войну.
Влияние Интернета по-прежнему очень незначительно. Не исключено, что оно возрастет. Значение Facebook и социальных сетей выросло в связи с организацией митингов, и, конечно, власти знают об этом. Можно не сомневаться, что теперь они сосредоточат свое внимание на этом.
Можно ли считать сегодняшнюю Россию империалистическим государством? Должно ли, к примеру, происходящее в Москве вызывать беспокойство у жителей стран Балтии?
Наблюдать за тем, что происходит в Москве, всегда очень важно. К сожалению, имперское мышление сохраняется. И, насколько я знаю Путина, он поощряет это. На мой взгляд, его главный проект состоит в том, чтобы объединить Россию, Беларусь, Украину и Казахстан в единое геополитическое пространство, и это вызывает беспокойство.
При этом следует помнить, что российская элита в своей пропаганде говорит о зарубежных врагах, называя, например, страны Балтии, которые являются членами НАТО. И хотя они больше не считают НАТО врагом, альянс выставляют враждебной организацией.
При этом российская элита отправляет своих детей учиться за границу, она же хранит на зарубежных банковских счетах миллиарды долларов. Эти деньги нужны России, они могли бы способствовать экономическому росту страны. Там от них было бы больше пользы, чем от лежания в банковских сейфах Швейцарии или США.
Я не верю, что российская элита готова пойти на конфликт с западным миром. Это вселяет надежду, что постепенно Россия будет развивать нормальные отношения с другими странами.
Андрей Шароградский
• Родился в 1968 году в Рязани.
• Учился в Ленинградском государственном университете, Пекинском университете и Технологическом институте в Рочестере.
• 1992-1996 — корреспондент Радио Свобода в Пекине.
• 1996 — редактор Радио Свобода.