Cообщи

Как коза ест одуванчики?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Коза. Снимок иллюстративный
Коза. Снимок иллюстративный Фото: Силле Аннук

Те, кто видел британский мульт­фильм «Барашек Шон» (Shaun the Sheep), помнят, с каким ужасом овцы наблюдали за завезенной в хозяйство козой, которая поедала все, что только встречала на своем пути — от декоративной изгороди и вплоть до старых автопокрышек. Но что же будет, если таких созданий соберется вместе сразу 61?


В мультфильме, разумеется, имело место преувеличение, но небольшое. По сравнению с овцой коза — животное более интеллигентное и любопытное, и с этим неизбежно сопряжено творческое начало. А с творчес­твом появляется способность нарушать правила, чем коза занимается с ничуть не меньшим удовольствием, чем человек.

Козы, конечно, куда как более веселые создания, чем овцы. За час времени, проведенного возле коз семейства Пайо, мы с хозяевами неоднократно хохотали во весь голос.
«Спросите у супруги Рутт, сколько яблонь нам пришлось покупать», — подначивает меня житель Вырумаа Айн Пайо.

«Мы пустили коз на пастбище по неправильной дороге, и они по пути просто ободрали все подчистую», — вспоминает с улыбкой Рутт Пайо.

Дочь семейства Линда отмечает, что козы все-таки немного боятся бегающих возле их дома собак. «И могут залезть куда угодно — главное чтобы оказаться как можно выше», — добавляет хозяин.

Владелец носящей его имя типографии Айн Пайо три года назад окончательно перебрался из Пярну на свою прежнюю дачу в волости Миссо на юго-востоке Эстонии и завел там первые три козы.

«Понаблюдали за ними и пришли к выводу, что с ними довольно весело», — делится отец четверых детей.

Жизнелюбивые животные
Приехав на место, я как овцевод был поражен жизнерадостностью коз Пайо. Козлята позволяют себя гладить и чесать, цапают меня за штаны зубами и открывают для себя прелес­ти подергивания за веревочку, свисающую из рюкзака фотографа Силле.

Дочь семейства Линда выгоняет козлят на время фотосессии на груду досок, в кадр не попадает лишь один козленок, повредивший ногу во время очередной попытки прорыва.
Когда мы подходим к загону, крупные козы тут же сбегаются к нам, обуреваемые нескрываемым любопытством.

«Они — словно хаотическое тепловое броуновское движение частиц», — говорит Пайо.
Самыми сдержанными остаются козлы, для которых построено совершенно отдельное помещение с высокой оградой, сквозь которую в основном пробираются не столько козлы, сколько козы, когда на них нападает охота спариваться.

«Если уж голова протиснется, то и туловище за ним пройдет, — смеется хозяин. — А через метровую изгородь перепрыгивают одним махом!»

Пайо не скрывает, что не стал бы выращивать коз, если бы они не были такими веселыми анархистами. Постоянно приходится строить ограды, ограды и еще раз ограды.

Хозяин демонстрирует, как коза поедает одуванчики: она начинает с нижней части стеб­ля и в последнюю очередь между ее губами исчезает сам цветок одуванчика.

Вообще же козы просто без ума от всевозможных деревьев — они по­едают листву, обдирают кору и более тонкие ветви.

При этом с особым удовольствием лакомятся хвойными деревьями. Набредшее на молодой ельник стадо коз мгновенно устраивает там просто полнейший разгром.

«Если ничего другого нет, они могут питаться, конечно, и травой, — признает Пайо. — Я давал им даже принесенные из леса заготовки столбов для забора — нам не нужно было тратить время, чтобы снять кору».

У каждой козы есть свое имя
В Южно-Восточной и Южной Эстонии по-прежнему можно встретить тетушек, которые держат у себя по две-три козы.

Однако Айн Пайо в прошлом году решил развернуть свою собственную ферму по разведению коз и привез из Германии сразу 30 породистых животных. Эти козы занесены в Германии в список видов, которым уделяется особенное внимание.

Несмотря на разросшееся поголовье, все козы у Пайо по-прежнему имеют свои имена.
Гордостью стада является обладатель могучих рогов Кусти, который славно потрудился для приумножения рода. Однако в настоящий момент численность животных уже так велика, что хозяева не всегда могут вспомнить имя потерявшейся козочки.

«Смотри, вот эта белая зовется Куусемутт, но я не скажу, почему ее так назвали, — говорит Пайо. — Тот, что там пьет воду, это Гост — его так назвали еще в Германии. А вот этих я что-то не узнаю».

Помимо молочных, мясных и шерстяных коз, по словам Айна Пайо, есть еще и особые козы, которые используются для транспортировки грузов во время горных переходов.
А поскольку козы — животные сообразительные, то кое-где их можно встретить даже на цирковых представлениях.

Сейчас в условиях интенсивного роста травы коза дает в день по 4,5 литра молока.
Пока Пайо лишь вкладывал деньги в создание своего козлиного стада.

Однако неподалеку функционирует хуторская маслобойня Нопри, возглавляемая Тийтом Нийло, с которым он планирует сотрудничать по сбыту продукции. При благоприятном исходе козье молоко, так горячо любимое родителями страдающих аллергией детей, может попасть на прилавки магазинов уже в этом году.

Домашние козы

Capra aegagrus hircus
• Относятся к семейству копытных.
• Одомашнивание диких коз произошло в Юго-Западной Азии и Восточной Европе.
• Ближайшие родственники баранов, проще всего различить их по бороде.
• Более трехсот пород.
• Человек использует козье молоко, мясо, шерсть, а также шкуру.

Козоводство выходит из застоя
По словам Кюлли Викат, исполнительного директора общества эстонских овцеводов, которая представляет и интересы козоводов, в Эстонии сейчас 4000 коз, в два раза больше, чем в 1999 году.

«Интерес растет, — говорит она. — Нам часто звонят и задают вопросы о козоводстве».
В Эстонии появилось несколько стад от полусотни до ста голов, но все-таки заведение коз остается в основном прерогативой бабушек из Южной и Юго-Восточной Эстонии.

Содержат коз и кое-где в Причудье, особенно уважают козье молоко тамошние русские. Проживающий в Ида-Вирумаа Мартин Репинский недавно открыл современную козоферму на своем хуторе Konju Mõisa Talu, где он рассчитывает довести стадо коз до тысячи голов. Фирма имеет свой сайт на трех языках, в том числе и на русском.

Пока козье молоко продают в основном прямо с фермы. Особенно популярно козье молоко среди родителей аллергиков, которые и сами нередко содержат коз.
Коз содержат и некоторые овцеводы, которые откармливают козьим молоком лишенных материнской любви ягнят.

В отличие от овцы козу можно держать и одну, поскольку она признает в качестве членов своего стада и людей.

Одна из опытнейших козоводов Эстонии Ану Коорем занимается выращиванием коз в Западной Эстонии. Она начала разводить коз в начале 1990-х годов. Сейчас она содержит стадо более ста голов.

«Не хочется вспоминать о том, как мы в 1990-е выживали со своими козами, — говорит Коорем. — Но уже тогда мы были уверены, что это дело себя оправдает».
На самом деле и она начала заниматься козами по прозаичной причине — у дочери была аллергия на коровье молоко, не могла она питаться и грудным молоком».

«Продаваемые в аптеках для аллергиков молочные смеси она отрыгивала быстрее, чем успевала съесть, — вспоминает Коорем. — Сначала у нас была одна коза в овечьем стаде, потом стало наоборот — одна овца в козьем стаде. Так мы потихоньку и развивались».

Ключевые слова

Наверх