Мечта, ставшая реальностью

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дел у директора Морского музея Урмаса Дрезена невпроворот: вместе с коллегами он готовится к Таллиннским Дням моря, которые будут проходить 13-15 июля, в программе нынешних Дней моря будет и выступление гидропланов.
Дел у директора Морского музея Урмаса Дрезена невпроворот: вместе с коллегами он готовится к Таллиннским Дням моря, которые будут проходить 13-15 июля, в программе нынешних Дней моря будет и выступление гидропланов. Фото: Пеэтер Ланговитс

Город и море. Директору Морского музея Урмасу Дрезену удалось осуществить свою мечту — теперь в Таллинне есть уникальный музей в Летной гавани.


Многие безумно смелые проекты начинаются с неудач, утверждает директор Морского музея Урмас Дрезен, осуществивший проект по восстановлению Летной гавани.

Благодаря одной из таких неудач Дрезена, мы сейчас можем с пользой провести время в Морском музее в Летной гавани, рассматривая стоящие у причала музейные суда и наслаждаясь великолепной сов­ременной морской экспозицией, представленной в ангарах для гидропланов.

Эти уникальные, с точки зрения архитектуры, железобетонные ангары были построены в 1916-1917 годы датской фирмой Christiani & Nielsen, и после реставрации открыты для посетителей Морского музея.

Пример заразителен
Уже лет двенадцать назад этот человек, тогда только что выбранный директором Морского музея, мечтал, что ему удастся перевести музейные суда на место средневековой морской гавани в Адмиралтейском бассейне и поставить рядом с ними на пустыре демонстрационный холл, в котором были бы представлены, например, поднятые из воды подлодка «Лембит» и другие корабли.

При этом весь комплекс должен был бы находиться в пределах видимости башни Толстая Маргарита — главного здания Морского музея.

«К тому времени я видел уже немало впечатляющих морских музеев с собственными причалами, например, в Сан-Франциско, Карлскруне, Стокгольме, Бремерхафене и т.д., их пример оказался заразителен, — вспоминает Дрезен. — В конце 2000 года Морской музей провел углубление Адмиралтейского бассейна и мы поставили к причалу музейное судно — ледокол «Суур Тылл». За те три года, что судно там стояло, народ уже привык к нему».

Однако когда договор аренды закончился, музею пришлось подыскивать для судна новое место швартовки. И тогда заинтересованные в этом люди сошлись на том, что с ситуацией, когда каждое музейное судно стоит у своего причала, надо что-то решать.

Волею случая Дрезен и его коллега Тийт Эйнберг узнали, что одна часть Летной гавани принадлежит все-таки государству.

И несмотря на протес­ты распоряжавшихся в ангарах для гидропланов «господ», ледокол «Суур Тылл» в 2004 году был доставлен туда к причалу. Пару лет спустя государство получило в свое распоряжение всю территорию и сооружения, и строительство музея можно было начинать.

«Идея не появляется на абсолютно пустом месте, в ее основе всегда лежит некий опыт, то, что где-то видел или слышал — и что можно было бы сделать у нас, а может, и по-другому, даже лучше», — рассуждает Дрезен, который еще в детстве мечтал о морях и дальних странах, а в старших классах думал посвятить себя океанологии или журналистике, но все же в конце концов выбрал историю.

В 1979 году после учебы в Тарту он вернулся в Таллинн искать работу. Среди прочего позвонил в Министерство культуры, и там ему предложили на выбор — Музей под открытым небом или Морской музей.

«Я родился и вырос в Пельгулинна, и поэтому мне был ближе Старый город, — вспоминает Дрезен. — Тогда я еще не знал, что в Толстой Маргарите ведутся реставрационные работы и Морской музей временно находится на Пикк, 33 — рядом с этим зданием стояла телефонная будка, из которой я и звонил в министерство. Такое вот совпадение!».

Новые идеи
Первый начальник нынешнего директора Морского музея Бруно Пао посоветовал ему сначала почитать, посмот­реть, ознакомиться с материалом. В 1981 году в Толстой Маргарите была развернута новая экспозиция Морского музея, которая казалась очень большой и представительной. В те времена о музейных судах и собственной гавани никто не мог даже мечтать…

В те времена, когда Дрезен занимал в музее должность заведующего отделом мореплавания, он руководил подъемом останков судна в Маазилинна. «Судном в Маазилинна я занимался вместе с Велло Мяссом в 1987-1990 годах.

К этому же времени относится и доставка из России, из Ломоносова, ледокола «Суур Тылл», которой мы занимались вместе с коллегой Владимиром Копельманном. Я очень доволен, что остов судна из Маазилинна теперь стоит в ангаре для гидропланов, так что эта длительная работа наконец-то завершена».

Когда пришло время подумать о новой экспозиции в Летной гавани, отправной точкой для Дрезена стала подводная лодка «Лембит». Но как оно и бывает в подобных случаях, автору замысла приходится на каждом шагу отстаивать свою идею.

«В начале пути ты, как правило, одинок, и тогда нужно говорить и говорить, до тех пор, пока совершенно посторонние люди не откликнутся на твою идею», — рассказывает директор музея, следующим шагом которого, по его замыслу, должны стать реновация здания казармы и штаба Летной гавани, построенного в годы Первой мировой войны, причал для яхт, окончательное завершение работ в гавани и наведение порядка в этой зоне.

Дрезен уверен, что через три-четыре года отсюда будет открываться совсем другой вид на Старый город и приморский променад, при этом Летная гавань получит более удобное сообщение с центром города.

«Я сроднился с морем. Когда случается хоть какой-то отпуск, самый лучший вариант — это выйти на яхте в море», — говорит директор Морского музея.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх