Уникальная деревянная церковь, построенная эстонскими переселенцами в городе Торопце Тверской губернии в 1877 году, разрушается — окна выбиты, двери выломаны, помещения заполнены всякой дрянью и экскрементами.
Эстонская церковь в Торопце разрушается
«До осени прошлого года здание церкви использовалось в качестве детской спортивной школы и еще в сентябре находилось в хорошем состоянии — двери и окна были целыми, все было закрыто», — рассказал председатель рабочей группы сохранения памяти соотечественников Эстонского общества охраны памятников старины Пеэп Пиллак.
«Однако недавно перед эстонцами, посетившими Торопец, открылась удручающая картина: окна выбиты, двери взломаны, пол вскрыт, помещения завалены хламом», — описал он.
Церковь строили всем миром на свои деньги
В Торопце живет примерно 14 000 человек, город расположен в Тверской области на границе с Псковской. До юго-восточной границы Эстонии отсюда 300 километров. В этом небольшом городке
Центральной России сто лет назад проживала крупная диаспора эстонцев, здесь даже многие вывески на магазинах были на двух языках.
«Тогдашние городские власти Торопца предложили прибывшим сюда эстонцам-лютеранам пользоваться одной из многих православных церквей города, но ее сочли непригодной для проведения лютеранского богослужения и решили построить церковь сами», — сказал Пиллак.
Городская управа бесплатно выдела участок земли, члены прихода жертвовали деньги или приносили стройматериалы. В августе 1877 года здание церкви Св. Петра шириной 12 и длиной 27 метров было готово.
По данным Пиллака, на стыке XIX и XX веков число членов лютеранского прихода перевалило за 8000. Филиалы прихода действовали в Великих Луках, где проживало примерно 1500 эстонцев, а также в Холме и Краснополье, в которых насчитывалось в общей сложности около 2000 эстонцев.
Что будет с памятной табличкой?
Советская власть закрыла церковь в 1930 году.
«Колокольню сломали, а в церкви открыли пункт по продаже керосина, — рассказал Пиллак и добавил, что позже там открыли детскую спортивную школу. — Благодаря этому здание содержалось в относительном порядке и в общем неплохо сохранилось».
Поскольку здание торопецкой лютеранской церкви Св. Петра оказалось в некотором смысле уникальным, то в Обществе охраны старины решили повесить на нем памятную доску. В 2009 году начались переговоры с местными властями через Эстонское посольство в Москве, и в июне 2010 года договоренность была достигнута.
Автор памятной доски — скульптор Мати Кармин. Ее внешний облик и программа церемонии открытия была согласована с российскими властями. Но тут неожиданно выяснилось, что местные православные священники против установки таблички в память о лютеранской церкви и готовы предать городские власти за это анафеме.
«Они боялись, что сначала поставят табличку, потом восстановят церковь и начнут переманивать православных в лютеранство», — рассказал Пиллак, подтвердив, что памятная доска не предназначалась для того, чтобы вызвать разногласия среди жителей Торопца. Поэтому до выяснения обстоятельств
доску решили отдать на хранение в церковь Сангасте, поскольку большая часть торопецких переселенцев была из этих краев.
«Если немедленно ничего не предпринять, то уникальное здание церкви Св. Петра в Торопце уже в ближайшее время разрушится и памятную доску просто некуда будет вешать», — считает Пиллак.
Postimees поинтересовался в Министерстве культуры, есть ли какие-то планы в отношении торопецкой церкви, но из ответа стало ясно, что министерство мало что знает об этом здании и приходе.