/nginx/o/2009/03/01/141778t1hb58a.jpg)
К концу этого года Литва обязана закрыть последний работающий реактор Игналинской АЭС. Новая станция не вступит в строй раньше 2020 года, поскольку проект по-прежнему находится на начальной стадии.
Вступая в ЕС, Литва обязалась остановить оба ядерных реактора своей АЭС. Первый реактор станции, запущенный в 1983 году, остановили в конце 2004 года. Вступивший в строй в 1987 году второй игналинский реактор должен остановиться не позже 31 декабря этого года.
Хотя Вильнюс предпринимал значительные усилия убедить Еврокомиссию разрешить продолжить работу второго реактора и после установленного срока, Брюссель остался непреклонным.
Уезжать будет некуда
Генеральный директор Игналинской АЭС Виктор Севалдин разочарован. «Я действительно надеялся, что в Брюсселе сидят умные люди, которые позволят продолжить работу станции до середины 2012 года, — заметил он. — Это пошло бы на пользу как Литве, так и ЕС и сэкономило бы 300 миллионов евро».
До сих пор Игналинская АЭС работала без перебоев. Хотя ее реактор похож на тот, что стоял на Чернобыльской АЭС, на самом деле литовский реактор является более совершенной версией чернобыльского.
Севалдин и другие работники станции исключают возможность аварии. «Если не экспериментировать, то и речи о катастрофе быть не может», — говорит Севалдин.
Работающие на Игналинской АЭС 3000 человек живут в близлежащем Висагинасе.
Для города с населением 29 000 человек закрытие станции означает заметное увеличение безработицы, поскольку работу потеряет каждый третий ее сотрудник.
«Почему они хотят убить курицу, которая несет золотые яйца?» — спрашивает белорус Валерий, который занимается на станции выгрузкой отработанного ядерного топлива. Он не беспокоится о будущем, поскольку может вернуться в Белоруссию, где живет его сестра.
Но многим другим, которые тоже приехали сюда из других, некогда союзных республик, ехать просто некуда. В родных городах их не ждет ни работа, ни родственники.
Найти работу в Литве сложно, поскольку большинство из них не знают литовского языка. Да этого им и не надо было — русский является основным языком как на АЭС, так и в Висагинасе. Даже предупреждающие надписи на атомной станции выполнены по-русски.
«Здравствуйте!» — здоровается официантка у кафе III Blokas Татьяна, протягивая меню. Она объясняет, что если бы у нее заказали по-литовски, она все поняла бы, но сама на государственном языке не говорит.
Кафе расположено в недавно открывшемся торговом центре Domino, который, по всей видимости, является самым впечатляющим учреждением города. Когда литовское правительство задумалось о сооружении вблизи Игналинской АЭС новой станции, цены на недвижимость поползли вверх. Да и бизнес на местных предприятиях оживился.
По словам Севалдина, на следующий год станции потребуется финансирование в размере 120 миллионов евро. «Нам нужно выплачивать зарплату действующим и компенсацию — увольняемым работникам, оплачивать счета, приобретать детали для машин, которые продолжат свою работу, финансировать различные проекты», — добавляет он.
Большая часть средств уйдет на оплату счетов за электричество, поскольку теперь вместо производства электроэнергии станция будет ее потреблять в больших количествах (170–180 млн кВтч, что в 7-8 раз превышает потребности такого города, как Висагинас).