То, как отразится арабская весна на жизни Египта после свержения Мубарака в феврале прошлого года было более-менее предсказуемо. Оптимистические ожидания западного мира относительно демократии поостыли, когда избирательный союз «Братья-мусульмане» был объявлен победителем парламентских выборов в январе нынешнего года.
Возможности нового президента Египта — в руках военных
В воскресенье в Египте был объявлен победитель президентских выборов, и теперь в Египте новый президент, избранный почти демократическим путем — Мухаммед Мурси, кандидат от «Братьев-мусульман».
Политическое прошлое Мурси дает основания опасаться внедрения политического ислама, который только добавит масла в кипящий котел Ближнего Востока. С другой стороны, многие аналитики пришли к единому мнению, что поддержка Мурси не была столь решающей для того, чтобы он мог позволить себе бескомпромиссность: многие хоть и отдали за него голос, но сделали это из протеста к предыдущему режиму, который представлял кандидат с противоположной стороны — последний премьер-министр при Мубараке Ахмед Шафик.
В этой ситуации очень важно, кого Мурси назначит на пост премьер-министра. Одним из возможных кандидатов называют бывшего руководителя атомного агентства ООН, лауреата Нобелевской премии мира Мохаммеда эль-Барадеи.
Конституции в Египте нет до сих пор, и ее написание взяли на себя военные. Мы подошли к еще одному важному фактору — египетской армии, которая, по сути, руководила государством время правления Мубарака, и после отстранения его от власти оставила в своих руках все возможные рычаги влияния.
От генералов зависит, что и как вообще сможет осуществить новый президент. Несмотря на то что примером демократизации для государств Северной Африки приводят турецкую модель, в Египте она не применима, поскольку в решениях военного правительства за постреволюционный период очевидно проглядывается стремление сохранить собственные позиции любой ценой.
Таким образом, провозглашение Мухаммеда Мурси президентом Египта стало промежуточным этапом в продолжительном марафоне с неясными условиями, в котором линия финиша по-прежнему неочевидна. Причин для беспокойства хватает с лихвой, поскольку новоиспеченный президент в интервью новостному агентству Ирана сказал, что хочет укреплять отношения с Тегераном «для создания в регионе равновесия».
Будем надеяться, что целью Мурси все-таки является стабильность в регионе. И он сумеет выполнить свое обещание быть президентом для всех египтян.