Русские националисты в лицах: кто они?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дмитрий Саввин
Дмитрий Саввин Фото: Александр Хоботов

В Таллинн приезжают все больше российских туристов, что хорошо не только в экономическом плане, но и культурном. У каждого из них своя история, свой взгляд на происходящее в России, о котором небезынтересно узнать нам, живущим в Эстонии русским, чтобы более адекватно судить о положении дел на исторической родине.

С двумя необычными туристами - людьми, открыто называющими себя русскими националистами, ведущими активную общественно-политическую и правозащитную деятельность, удалось пообщаться корреспонденту портала DzD.ee в минувшую субботу. Это Дмитрий Саввин, член партии «Новая Сила», и Дмитрий Павлов, представитель правозащитного центра «РОД»(Русское Общественное Движение) в Санкт-Петербурге.

Оба Дмитрия родились в 1984 году. Саввин – здесь можно провести параллель с местными реалиями – по образованию историк, как и один из отцов современного эстонского национализма Март Лаар. Павлов учился в СпбГУ, где изучал политику и культуру стран Востока. Таллинн они посещали с частным визитом.

Саввин и Павлов называют себя умеренными русскими националистами, отрицая какую-либо свою причастность к маргинальным группировкам, исповедующим, скорее, нацистскую идеологию, нежели националистическую. По их словам, они отстаивают интересы русского этнического большинства в Российской Федерации.

Националистическое движение в России постепенно становится все более популярным среди широких масс населения. Красноречиво об этом говорит растушее с каждым годом число участников так называемых «Русских маршей». По словам их организаторов, марши призваны сплотить людей, считающих себя представителями русского этноса, и донести до властной элиты, насквозь прогнившей и коррумпированной (как считают многие в России, а не только националисты),  пропитанные романтизмом идеи по изменению внутреннего устройства страны, что есть люди, для которых понятия «служения Отечеству», «борьба за благо русской нации», значат больше, нежели достижение материального благополучия любым доступным способом.

Как утверждает Саввин, уже есть прецедент, когда в заксобрании одного российского города вопросами распределения бюджетных средств занимаются националисты, поскольку к представителям партии власти утрачено доверие в финансовых делах.

Оценить масштабность националистического движения в России невероятно сложно. Оно разрознено, состоит из множества мелких группировок, часто подпольных. Некоторые крупные организации, такие как Русский Общенациональный Союз, Движение Против Нелегальной Иммиграции и Славянский Союз, запрещены законом. Количество членов националистических организаций не поддается статистическому учету.

«К тому же к националистам применяются репрессии. Видных лидеров, чьи имена часто звучат в прессе, как правило, не трогают. Основной нажим идет на активистов среднего звена, которых стараются упрятать в тюрьму по сфабрикованным уголовным делам», - рассказал Павлов.

Тем не менее,  Саввин надеется, что националистическому меньшинству, считающему себя залогом успешного развития России, морально здоровой частью русского народа, удастся договориться с властной элитой о бескровной трансформации власти.

В качестве примера того, как это может произойти, в числе прочего русские националисты приводят и Эстонию, где, как они считают, политикам-националистам удалось найти общий язык со старой элитой, что, в итоге, привело к восстановлению независимости, то есть фактически к бескровной смене режима.

Отношение к событиям 1940 года

«Прибалтийский вопрос – это больной вопрос для России и особенно для русского национального движения. Нам всегда вменяют в вину: мол, вы хотите построить национальное государство, но посмотрите, как в Прибалтике угнетают русских, значит, вы так же хотите угнетать всех остальных. Я не сомневаюсь в том, что проблема с угнетением русских в Эстонии есть. Действительно, русские здесь подвергаются дискриминации по этническому признаку. Это показывает, например, статистика по безработице. Вместе с тем, мы понимаем, что эта ситуация связана, скорее, с перегибом при построении этнократического государства, основанного на таких абсурдных вещах, как исторические обиды и стереотипы. Мы хотим найти золотую середину. Мы не собираемся угнетать «нерусские» народы, как утверждают наши оппоненты, и не испытываем к другим народам ненависти или неприязни, но для нас является неприемлемой ситуация, когда разговоры о национальных правах русского народа являются запретными, по крайней мере, на уровне больших СМИ», - считает Дмитрий Павлов.

«Прибалтийский регион, конечно же, не чужд России. Я могу понять, что у обид литовцев, латышей и эстонцев на политику Советского Союза есть достаточно серьезные причины. Я не стану рассуждать о том, чем было вхождение в состав СССР Прибалтики с точки зрения международного права, тем более, если мы говорим об очень непростом периоде накануне Второй мировой войны, однако факт остается фактом: взаимоотношения наших народов омрачили события, о которых до сих пор идут споры, вызывающие живой и часто гневный отклик по обе стороны границы», - продолжил Павлов, отметив, что русское население ни в коем случае не может нести ответственность за преступления советского режима.

По его словам, нет никаких оснований, ни юридических, ни моральных, проецировать ситуацию из прошлого на взаимоотношения современных эстонцев с современными русскими жителями Эстонии, и нынешние русские не могут нести ответственность за репрессивную политику Сталина, жертвами которой зачастую становились и их собственные деды и прадеды.

Своему соратнику вторит и Дмитрий Саввин. Впрочем, он дает собственную, более однозначную оценку противоречивым событиям прошлого:

«Я вам скажу сейчас свое личное мнение, которое не стоит увязывать с позицией партии «Новая Сила». По поводу Латвии могу сказать однозначно: это был акт оккупации со стороны СССР. Но здесь важно учитывать следующее: Советский Союз – это оккупационная система по отношению ко всем территориям, входившим в состав Советского Союза, и которая управлялась преступной корпорацией, именуемой Коминтерн. В сущности, все народы СССР и, прежде всего, русский народ, были превращены в рабов, которые вынуждены были трудиться во имя химеры мировой революции. Под этим углом зрения действия СССР в отношении прибалтийских народов не могут быть признаны законными международным правом. Точно так же, как и все действия СССР в отношении русского народа не могут считаться законными Это ключевой момент. Первым народом, который честно сражался с большевизмом и честно проиграл, был русский народ, и русский народ больше других пострадал от большевизма. Поэтому русские люди не должны нести ответственность за действия преступной советской политической системы в Прибалтике, ибо русских эта система угнетала не меньше, чем литовцев, латышей или эстонцев.».

Саввин убежден, что Прибалтика остается крайне важным регионом для России, и для России было бы хорошо, если бы Эстония, Латвия и Литва занимали нейтрально-дружественную позицию по отношению к своему восточному соседу. Тем не менее, осознавая наличие объективных проблем, Саввин выступает за сближение русских общин региона и за налаживаение сотрудничества русских с местными национальными элитами. В этом, по мнению Саввина, должна помочь народная дипломатия. Фонд «Отечество и Свобода», исполнительным директором которого является представитель «Новой Силы» Саввин, собирается организовать визиты в Прибалтику видных российских националистов, образованных и интеллигентных людей, чтобы в национальном сознании прибалтийских народов образ смершевца с автоматом начал вытесняться образом адекватного, образованного, интеллигентного и чуткого человека, гордо называющего себя русским.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх