Отт Тоомет: фамилия помогает получить работу?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Erakogu

Результаты эксперимента показывают, что для работодателя имеет значение, какую фамилию носит кандидат, предпочтение явно отдается людям с эстонскими фамилиями, пишет старший научный сотрудник факультета экономики Тартуского университета Отт Тоомет. Может быть, причина кроется в распространенном предубеждении в отношении неэстонцев?

Доходы русскоязычного населения отстают от доходов эстоноязычных жителей, при этом безработица среди них выше. Почему? Объяснений много, но большинство из них крутится вокруг двух главных проблем — многие русскоязычные работают (или работали) в таких вымирающих отраслях, как тяжелая и горнодобывающая промышленность, и многие из них плохо владеют эстонским языком.

Но эти объяснения еще не вся правда. Например, разница в доходах эстоноговорящего и русскоязычного населения наиболее значительна именно в Таллинне, а не в Ида-Вирумаа, сориентированном на горнодобывающую промышленность.

И более того — в советское время значительная часть эстоноязычного населения работала в сельском хозяйстве, а в сельском хозяйстве рабочих мест на сегодня осталось совсем немного. Многим это может показаться странным, но и владение эстонским языком не особенно помогает в выравнивании разницы в доходах.

Многие исследования в США и Западной Европе свидетельствуют о том, что проблема может заключаться в работодателе — он предпочитает принимать на работу не иммигрантов, а местных жителей даже тогда, когда их квалификация (в том числе и владение языком) точно такая же. В какой степени эстонские работодатели готовы брать на работу людей с русскими именами?

В поисках ответа зимой этого года мы провели эксперимент: выяснили, какие имеются в Таллинне предложения о работе, и направили работодателям 1000 похожих CV, половина из них — с русскими, половина — с эстонскими именами. Мы выбрали подходящие для молодежи вакансии, которые не требуют особого опыта работы.

Результаты оказались довольно схожи с теми, что были получены в Западной Европе и США: если кандидату с эстонской фамилией приходится разослать примерно 10 CV, чтобы получить приглашение на собеседование с работодателем, то соискатель с русской фамилией должен разослать в среднем 13 CV. Таким образом, одно лишь русское имя означает, что надо разослать на 30 процентов больше заявок, причем квалификация является совершенно одинаковой!

Очень любопытно еще и то обстоятельство, что при наличии русского имени владение эстонским языком играет очень малую роль — эксперимент не выявил никакой разницы в обращении с теми кандидатами с русскими именами, чье владение эстонским языком было «посредственным», по сравнению с теми, чье владение языком характеризуется как «очень хорошее».   

О чем говорят эти результаты? В первую очередь о том, что одна лишь русская фамилия оборачивается менее благоприятным обращением, во всяком случае со стороны среднего таллиннского работодателя.

Это не всегда означает, что людям с русскими именами непременно труднее получить работу — вероятно, в Таллинне имеется достаточно работодателей, которые не усматривают в русском имени проблемы, а также и тех, кто отдает предпочтение носителям русских фамилий перед теми, у кого фамилии эстонские. Но если направить свои CV на все подходящие предложения о работе, то люди с русскими фамилиями оказываются в менее выгодном положении.

В своем эксперименте мы попытались также проанализировать, ведут ли себя иначе работодатели русского происхождения. К сожалению, подобных предложений о работе оказалось слишком мало для того, чтобы делать серьезные выводы.

Другой заслуживающий внимания вывод заключается в том, что владение кандидатом эстонским языком не особенно влияет на неравное обращение, связанное с особенностями фамилии. По всей видимости, владение эстонским языком зачастую бывает необходимо, однако, похоже, для тех вакансий, которые мы исследовали, фамилия оказалась важнее, по крайней мере, на первом этапе кандидирования.

Почему это так? Существует ли опасение, что человек с иным культурным фоном в меньшей степени впишется в коллектив? Или же просто все дело в отсутствии желания работать с другим человеком? Может быть, причина кроется в распространенных в обществе предубеждениях в отношении неэстонцев? Может быть, предприниматели не углубляются в изучение CV и по какой-то причине полагают, что русская фамилия связана с худшей квалификацией?

Какой бы ни была истинная причина, эксперимент показывает, что обращение в какой-то степени зависит от особенностей фамилии, а не от обозначенных в CV умений и навыков.

Такое ощущение, что легенда о том, что для получения работы надо поменять русскую фамилию на эстонскую, отчасти имеет под собой реальное основание. Конечно, одна только эстонская фамилия тоже не гарантирует рабочего места, однако на один шаг приближает к нему.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх