Cообщи

Поговорим об эстонских ценностях. Умно и честно. Последняя возможность

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

Провинция живет иначе. Вести с Хийумаа

Произошел перерыв в публикации обзоров. Автор отдыхал на Хийумаа. В это раз я находился там дольше обычного, что позволило пообщаться с местными жителями, побывать на праздниках и почитать местную прессу. Самое сильное ощущение — это местный патриотизм, гордость за малую родину без малейшего негатива по отношению к остальному миру. Это именно то, чего очень не хватает в стране. При этом проблем на острове более чем достаточно. Недостаточная занятость приводит к отъезду на материк.

Неожиданно в местной прессе обнаружил настоящий шедевр журналистики. Это была статья Хиллара Паду «Змея внутри себя». Дискуссия Ильвеса и Кругмана иллюстрируется простой мыслью: эстонская экономика мотивирована больше всего перераспределением европейских денег между «своими». Говорить о влиянии экономических факторов не серьезно. Внешние инвесторы считаются спасителями. Отсюда государственная философия субподрядчика: низкие налоги и зарплаты, малая социальная защищенность. В результате слабое здоровье, низкая продолжительность жизни и плохая рождаемость. Часто восхваляемое освобождение от налога на прибыль не дало эффекта. Вывозимые из страны прибыли могли бы помочь решить многие социальные проблемы. Ужасная демография. Перепись показала, что на острове стало на 18, 9% жителей меньше. Ситуация такова, что Хийумаа рискует превратиться в Безгрешный Рай женщин.

Неужели когда-то мы хотели того, чтобы волости превратились в дочерние фирмы правительства? Корень зла видится в том, что у нас малая избирательная активность, и те, кто голосуют, предпочитают реформистов. Ведь альтернативы нет, как и существенной разницы между четырьмя парламентскими партиями. Одновременно на всех уровнях процветает вынужденная партийность: медики, педагоги и спортсмены вступают в партии для получения теплых мест. Политическая коррупция и ложь проникла в социальную ткань всего общества. Сохранение во власти требует врага. Им стал русский. Это необходимо, чтобы лишить трезвого мышления. Распространен самоубийственно националистический, эйфоричный взгляд на мир, который вне страны особо не принимается. Политическая ложь и коррупция порождает страх потерять все, если говоришь и мыслишь самостоятельно, что-то подписываешь. Такая философия и есть змея внутри себя. Попробуем говорить об эстонских ценностях и будущем умно и честно. Последняя возможность.

Это мнение достойного и умного островитянина, кандидата экономических наук, называющего себя педагогом на пенсии.

Президент дал интервью CNN

Когда автор услышал об этом, то возникло некоторое напряжение. История недоразумений с президентскими речами давала для этого повод. Но, прочитав три раза материал, остался в полном недоумении. О чем говорил? Что хотел сказать? Полное впечатление, что это жена дипломата хотела поддержать светскую беседу на официальном приеме. Никакой конкретики. Отсутствие всякой связи с доводами Кругмана. А заявление о графиках, которыми можно подтвердить все, что угодно, вообще напоминает сплетню и оправдание нерадивого студента одновременно. В разных частях интервью не сходятся цифры по одному и тому же поводу (уменьшение ВВП во время кризиса). Есть ощущение, что блондинка участвует в записи телевизионного интервью, будучи уверенной в том, что перед эфиром все подправят. В сухом остатке осталось твердое ощущение, что это интервью не предназначалось для внимательного прочтения местной аудиторией. Продукт на экспорт, чтобы американцы краем уха услышали бывшего земляка с рекламой его исторической родины и временного места работы.

Отрадно, что на эстонской стороне портала президентское интервью получило вполне адекватную оценку. Десять процентов комментаторов осторожно похвалили за рекламу страны. Остальные же высказали жесткую оценку нашим «успехам». Оценки в том роде, что пусть западные репортеры приедут и «полюбуются» на месте, наблюдая недоедающих детей и пустеющую провинцию, были самыми мягкими.

Заявление президента в Берлине, что избиратели дисциплинированных стран не хотят бесконечно помогать странам, не соблюдающим бюджетные правила, — это очередной «цирк» в квадрате. Даже в собственной стране говорить от лица избирателей Ильвес не имеет права, учитывая процедуру его избрания. А тут говорит от лица избирателей нескольких стран.

Ильвес, Кругман и «десант» республиканцев

Две недели дискуссия президента и нобелевского лауреата укладывалась в колею обычных президентских несуразностей, помноженных на его импульсивность и привычку не отягощать дискуссию фактами и логичными доводами.

Но приезд Стива Форбса, главы известного издательского дома и видного республиканца со свитой, расставил точки над «i» в мотивах президента и направленности его действий. Наш гарант решил поучаствовать в президентской кампании «слонов». Одним из ее передовых «фронтов» является дискредитация линии Обамы на увеличение занятости с помощью дополнительных государственных расходов, увеличения налогообложения крупного бизнеса и усиления контроля финансового сектора. Реализация этих планов положит конец всевластию банкиров по обе стороны Атлантики.

Сразу вспоминается известный анекдот с антисоветским душком:
- Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране?
- Можно. Но выбрать придется страну, которую не жалко.

Многое говорит о том, что нашему «американскому» президенту страну не жалко, и он ее предложил в качестве заложника республиканской кампании в Европе и троянского коня Евросоюза. То обстоятельство, что победа республиканцев совсем не гарантирована и страна может получить гигантские проблемы при переизбрании Обамы, президента не смущает. Нынешняя ситуация в Евросоюзе не однозначна. Все очень неустойчиво. Планы примитивной экономии в эстонском стиле становятся в Европе малоактуальны. В ближайшем будущем Европа будет реализовывать планы инвестиций для оживления экономики, а также решается судьба европейского финансирования проектов страны на многие годы вперед. Президента Ильвеса, бросающего страну под танки избирательной кампании в США, все это не волнует. Он бездумно втягивает страну в сложные интриги взаимоотношений между лидерами Евросоюза, а также между Европой и Америкой. Неужели они на пару с сыном уже приготовили себе «теплые» места в Америке?

Еврозона: очередные очень плохие новости

Греческие выборы стали некоторым поводом для оптимизма. Победили вроде бы правильные политики. Но сильная зависимость ситуации в еврозоне от любых выборов (их может быть в разных странах и на разных уровнях более полусотни) ставит на повестку дня много сложных вопросов. Состоятся выборы в Германии. Какое же напряжение будет в тот момент?

Очередные проблемные страны (Испания и Кипр), одна из которых из первой пятерки по объему экономики, ставят совсем грустные вопросы. В этот раз денег хватит. А что дальше? Итальянский премьер уверяет всех, что его страна не станет очередной проблемой, но это тот случай, когда уверения только увеличивают беспокойство. Постепенно в критическую зону вошла Словения. Все становится совсем грустно. Нынешний механизм смены правительств на креатуру Брюсселя, пытающуюся сбалансировать бюджет, не решает проблем. Соцпартии (Испания) нравятся избирателям, но тоже не могут выполнить своих обязательств после выборов, хотя во Франции пока рано говорить о результатах. Что же остается Европе? Полный социализм с национализацией? Массовые беспорядки?

Есть в этой ситуации и небольшие поводы для оптимизма в стиле черного юмора. Остальной мир начинает привыкать к плохим новостям из Европы, и они стали меньше влиять на котировки европейских ценных бумаг.

Уроки дела об обмене земель. Гражданское общество стало просто необходимо

Харьюский уездный суд послал в глубокий нокдаун Государственную прокуратуру в компании с КаПо. Все фигуранты дела об обмене земель признаны невиновными. Автор обратил внимание на сумму судебных издержек оправданных. Один миллион триста тысяч евро. Эту сумму заплатят налогоплательщики за игры с сильным политическим душком наших доблестных правоохранителей. Но главная «цена» этого процесса в ином. Наша юридическая и политическая система не здорова. Целая партия в течение пяти лет постепенно выдавлена из активной политики, как теперь выясняется, без достаточных оснований. В окончательном решении суд признал, что большая часть обвинительных материалов — это макулатура, не имеющая отношения к обвинению, или материал, собранный с грубыми процессуальными нарушениями. Отдельная серьезная тема – роль во всем этом СМИ. Но главный вопрос – структура нашей юридической системы. Ситуация, когда прокуратура слишком много и с, мягко говоря, сомнительными результатами, занимается политическими противниками правящей коалиции (сразу вспоминается, что министра юстиции уже более месяца не считают нужным вызвать на допрос о финансировании реформистов), ставит ребром вопрос целесообразности подчинения прокуратуры Министерству юстиции. Давно назрела и перезрела проблема с уточнением сфер деятельности КаПо. Тандем КаПо, подчиненного министру внутренних дел, и прокуратуры, руководимой Минюстом, работает со слишком неоднозначными результатами и не очень понятными обществу приоритетами. А начиная задумываться над иными вариантами подчинения этих структур, мы придем к выводу, что вся система слишком перекошена в сторону исполнительной власти, прежде всего – правительства. Ни президент, ни парламент, ни канцлер юстиции не имеют возможности, и, что совсем печально, желания заниматься описанной проблемой. Это нависло, как дамоклов меч, над всей эстонской государственностью. Лишь изменения в этой сфере при равноправном контакте власти и гражданского общества способны оздоровить ситуацию. Наличие полноценного гражданского общества становится жизненно необходимо.

Жертвы долговых проблем в Германии и Эстонии

В течение суток пришли две новости. На Сааремаа женщина облила себя бензином и подожгла, не видя иного выхода из своих долговых проблем. Гораздо хуже все закончилось в Германии. Террорист убил себя и четырех заложников в аналогичной ситуации.

Буквально три недели назад моя дальняя родственница, несколько лет живущая по большей части в Германии, сказала во время посещения Таллинна: «Ты не представляешь, как сильна психологическая усталость среди немцев. Даже выходя на пенсию приличного размера, они ничему уже не рады. Там все очень устали от необходимости платить за всех. Сначала это были жертвы фашизма, потом присоединение ГДР, а скоро это могут быть европейские долги».

Трагедия в Карлсруэ — сигнал о накопившемся эмоциональном напряжении немцев. В пятницу пришла информация о том, что профсоюз подал в суд на руководителя Франс Телеком с обвинениями в доведении до самоубийства сотрудников. Там происходила
реструктуризация компании. Более десяти тысяч человек были уволены или обязаны переквалифицироваться в короткое время. Многие не выдержали. В одном подразделении за неделю ушли из жизни пять человек.

Все это — сигналы о том, что население даже самых благополучных стран находится у последней черты. Это повод всей Европе задуматься о том, как мы живем и ради чего живем.

Короткие комментарии по разным вопросам

Строительство Художественной академии. Тихо, на третьих полосах прошла информация о том, что все-таки рассматривают варианты реализации проекта на другом месте. Недавно также тихо отказались строить новое здание ERR (выброшено впустую примерно 3 миллиона евро). Не очень давно выяснилось, что и Музей эстонского народа не получит европейского финансирования (там тоже выброшено впустую 2-3 миллиона евро). Все можно понять, кроме одного: почему никто не ответил за все описанные дорогостоящие (в смысле выброшенных денег в сумме около 10 миллионов) развлечения в области строительства?

Голосование против АСТА. Желание услужить брюссельской бюрократии, игнорируя протесты в собственной стране и тенденции в европейской политике, поставило Ансипа и реформистов в откровенно глупое положение. А голосование Оюланд против АСТА вообще делает ситуацию анекдотичной. Кого и для чего представляют наши евродепутаты в Брюсселе, если в обсуждении и принятии европейских документов в стране они серьезно не участвуют и в любой момент могут принять любую сторону.

Приговор Дрессену. Он выглядит очень странно. Также как и участие в интервью по этому поводу руководителя КаПо. Высокий чиновник Херманн Симм гораздо дольше находился под следствием. Ему инкриминирована торговля военными секретами НАТО, он создал группу сообщников. Также было тогда было предъявлено обвинение в нанесении имущественного ущерба в размере 20 миллионов крон. По всем параметрам, те секреты, которыми мог торговать Дрессен, не «тянули» на срок, больший, чем у Симма. Секретность судебного процесса не дает возможности объективно оценить приговор. Концы в воду.

Первые итоги нового долгового законодательства. Принятое год назад и разрекламированное правыми партиями перед выборами измененное долговое право в реальности оказалось никому не помогающим, бесполезным инструментом. Из представленного в суд 61 иска об урегулировании долгов 51 уже отвергнут, по остальным решение будет принято позже. По глубокому убеждению автора, корень проблемы в том, что наша элита находится в полной зависимости от скандинавских банков. Очень значительная часть парламентариев живет с кредитами в 3-5 миллионов евро (это недавно официально опубликовано). Другие имеют серьезные бизнес интересы и одному дьяволу известно, какие у них проблемы и какие преференции за кулисами они просят или им предлагают. Решайте сами, есть ли в этой ситуации возможность ими манипулировать и избегать коренных изменений долгового права.

Мысль Хиллара Паду о том, что серьезный разговор о проблемах эстонской жизни откладывать нельзя, становится очень актуальна.

Наверх