Видимо, с момента появления знаменитой формулы Эйнштейна Е=mc2 ни одна другая концепция фундаментальной физики не проникала так глубоко в сознание обыкновенного человека, как это сейчас сделал бозон Хиггса. Уже само это простое и в то же время мистическое название стимулирует свободный полет мысли.
Арко Олеск: Бозон Хиггса
О бозоне Хиггса, очевидно, знают уже все, однако, боюсь, что объяснить, о чем идет речь, могут немногие. Сейчас с большой степенью вероятности можно утверждать, что до сих пор лишь теоретически воображаемая частица под названием бозон Хиггса существует на самом деле. Но нам-то что с того? Ведь печь бозоном не растопишь и на зуб не положишь.
Можно долго рассуждать о том, что открытие бозона Хиггса стало триумфом теоретической и экспериментальной составляющей науки, о том, как объясняющая мир физика элементарных частиц наконец обрела свою последнюю опору и о том, что расположенный на границе Швейцарии и Франции 27-километровый гигантский ускоритель заряженных частиц стал наивысшим достижением инженерной мысли и материаловедения, плоды которого рано или поздно дойдут и до обычных людей, скажем, в виде более совершенных рентгеновских аппаратов.
Но если обобщить все в двух словах: за этим нет ничего, кроме интеллектуальной увлекательности: что мы на один шаг приблизились к объяснению основ вселенной, что эпоха великих открытий еще не миновала, что вклад эстонских ученых тоже в какой-то мере присутствовал.
Деятельность Европейского центра ядерных исследований по популяризации научной мысли была исключительно примечательной, начиная с появления адронного коллайдера и вплоть до нынешнего предполагаемого открытия бозона Хиггса.
В Институте химической и биологической физики, куда ученые и журналисты собрались для совместного просмотра электронного доклада с семинара, оповестившего о совершенном открытии, причастным к делу эстонским ученым был задан вопрос о том, можно ли считать, что физика элементарных частиц теперь обрела свое завершение.
Нет, было сказано в ответ. Во-первых, в имеющейся теории имеется еще немало моментов, нуждающихся в сглаживании и уточнении. А во-вторых, на основании прежней истории науки можно предположить, что редко что-либо может считаться окончательно точно установленным. Ведь чуть более ста лет назад считалось, что в физике открывать особо уже нечего.
А из истории с бозоном Хиггса стоит извлечь такой урок: мистическая аура помогает привлечь человеческое внимание.