Cообщи

Передовая: деревня боится, волость делает

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy

Xотя большинство само­управлений Эстонии невелики по числу жителей, особенно, если взглянуть на них с точки зрения административной реформы, в своем нынешнем виде они разбиваются на еще более мелкие части. И в каждой из них свои деревни и свои проблемы. Проблема деревни может быть проб­лемой волости, но зачастую маленькая деревня остается один на один со своей большой проблемой.


В волости Отепяэ живет более 4000 человек, а в деревне Пилкузе, недалеко от которой есть холм Тыйкамяэ, на котором планируют установить очень важный для обороны страны радар контроля за воздушным пространством, проживают едва ли две сотни жителей. Хотя среди местных опросов не проводилось, но судя по тем народным собраниям, которые здесь проходили, можно сделать вывод, что большинство населения выступает против строительства там радара.

Насколько велико это большинство, разумеется, не совсем ясно, поскольку пассивное молчаливое большинство не обязательно придерживается того же мнения, что и активисты-ораторы. Но с большой долей уверенности можно утверждать, что если бы решение зависело только от воли жителей ближайшей деревни, то получить «добро» было бы довольно сложно.

Гораздо более вероятнее получить согласие волостного собрания Отепяэ, которое представляет значительно большую территорию и раз в двадцать больше жителей.

И именно волостное собрание в данном случае будет принимать решение об установлении детальной планировки данного объекта. Разумеется, в эту процедуру входит и выставление проекта на обсуждение общественности, и собрания, на которых все селяне смогут высказаться. Разумеется, их выслушают, но...

Дилемма с отепяэским радаром далеко не частный случай. Аналогичная ситуация сложилась, например, с сооружаемым в Нурсипалу в волости Рыуге полигоном для стрельб, совсем рядом с которым живут люди, которые никогда не согласятся с его строительством, а вот волостное соб­рание, скорее всего, согласится.

Особенно плохи дела, если большинство волостного собрания решит поставить на место жителей какой-нибудь деревни, как это, похоже, происходит в Вырумаа в истории со школой Пикаканну. Там волость не соглашается даже с тем, что активные жители деревни хотят открыть в опустевшем здании школы частную школу для своих детей.

Не принимая в этом споре ничью сторону — своя правда может быть и у тех, и у других, — безусловно приходится согласиться с тем, что интересы людей, проживающих близко от объекта, и людей, живущих далеко, могут быть совершенно противоположными. Вопрос в том, чье слово должно быть в этом случае решающим?

Деревни, на дворе которой все это происходит и жителей которой это непосредственно касается? Или местного самоуправления, которое видит картину более широко?  

А если посмотреть еще шире, то, наверное, вопрос о радаре, который касается не только обороны Эстонии, но и противовоздушной обороны на всей восточной границе НАТО, должен решаться где-то выше, вне компетенции местного самоуправления?

Ключевые слова

Наверх