В то время как таможенники рапортуют о первых победах на фронте борьбы с «бензовозами», есть сомневающиеся в том, что их методы эффективны и законны, пишет «ВП».
Тем, кто заправляется в России для себя, ничего не угрожает. Пока
С помощью бесед и аппаратуры
На прошлой неделе заведующий отделом таможенного надзора Северо-восточной таможни Вирго Трейнбук рассказал в Нарве журналистам о том, как таможенникам всего за несколько последних дней удалось отвадить многих местных «бензовозов», действующих на американских автомобилях с 400-литровыми баками и автобусах, от их преступного промысла.
Подозреваемым в перевозке в баках своих автомобилей и автобусов топлива для перепродажи водителям стали предлагать на въезде в Эстонию оплатить акцизный сбор за привезенное топливо в том случае, если на выезде с помощью специальной техники было установлено, что баки их почти пусты, а документированно доказать, что ездили они не за бензином, те не могут. По словам Вирго Трейнбук, большинство предполагаемых «бензовозов» предпочитают в такой ситуации оплатить акциз, а транспортные средства тех, кто противится, забирают на временное хранение. На момент пресс-конференции (4 июля) на территории таможни находилось 6 задержанных транспортных средств.
При этом, по словам Трейнбука, новые методы в борьбе с контрабандой топлива, которые стали применяться на границе с Россией, не обусловлены каким-то новым положением в законодательстве.
«Мы просто стали использовать закон об акцизе на алкоголь, табачные изделия и топливо в том объеме, в котором он позволяет, - говорит Трейнбук. - Более плотно мы стали заниматься автобусами, которые не выполняют рейс из пункта «А» в пункт «Б», а везут три-четыре человека, неизвестно в каких целях. А также - «американцами», то есть автомобилями американского происхождения с большими баками. Со всеми ими беседуют, высняют частоту поездок, кроме того мы используем все базы данных, к которым имеем доступ, информацию, которую дают нам партнеры, и из всего этого складывается определенная картина, и люди очень часто соглашаются с тем, что возят бензин ради прибыли».
Почему не раньше?
Таможенники утверждают, что автобусов, ездящих за топливом, стало благодаря проверкам в два раза меньше: не 15-20 ежесуточно, а 5-10, но в случае с «американцами» столь впечатляющих результатов еще нет: работа идет.
Если вы говорите, что действуете в рамках имеющегося закона, почему раньше не занимались тем же самым, раз уж закон позволяет?
«Дело в том, что раньше мы пытались действовать другими методами, которые все-таки не дают достаточного эффекта, - объясняет Вирго Трейнбук. - В частности, мы пытались препятствовать торговцам нелегальным топливом на том этапе, когда оно перекачивается из баков и перепродается. Но люди у нас очень находчивые».
Отвечая на уточняющий вопрос вашего корреспондента, могут ли желающие регулярно заправляться в России в личных целях, не для перепродажи, спокойно заниматься этим дальше, господин Трейнбук сказал, что могут. Пока у них поводов для беспокойства нет. И тут ключевое слово - «пока».
«Сейчас наш объектив направлен на тех, кто возит топливо для выгоды. А в дальнейшем посмотрим, какие задания нам даст государство», - говорит Трейнбук.
«Бензовозы» не сдаются?
Между тем, говорят, что «бензовозы», то есть те, кто занимается нелегальной торговлей российским топливом, за неделю с небольшим научились правильно заполнять все необходимые документы, то есть так, что акциз им платить все-таки не приходится.
Это подтверждает, в частности, тот факт, что общее количество автобусов, пересекающих границу, согласно данным Transservis-N (предприятия, участвующего в организации очереди транспорта к границе), за последнее время не изменилось. То есть, судя по всему, те из них, кто ездил на ту сторону реки только ради того, чтобы заправиться, продолжают в том же духе.
Нарвитянин Сергей, постоянно ездящий в Ивангород за бензином, уверен, что законного способа помешать эстонским владельцам автотранспорта регулярно заправляться в России не существует.
«Да, я езжу за бензином, я этого не скрываю, но никому никогда не удастся доказать, что я это делаю, чтобы его продавать, потому, что я его не продаю, - заявляет Сергей. - Или у нас уже нет презумпции невиновности? Если мне однажды выпишут штраф за то, что я якобы покупаю бензин для перепродажи, так как я не смог доказать обратное, я, конечно, не буду его платить. Вообще, то, что всех пересекающих границу только для того, чтобы заправиться на той стороне, называют «бензовозами», говорят, мол, «из-за бензовозов очереди», меня возмущает. Я — не бензовоз, я просто езжу в Россию заправляться. И нас таких, не продающих бензин, а покупающих его в личных целях, в очереди больше 90 процентов».
Дойдут до Евросуда
Руководитель Transservis-N Владимир Мижуй также не верит в то, что мечтам некоторых руководителей Эстонии о том, что все собственники автотранспорта однажды будут платить акциз за ввозимое в баках горючее, суждено сбыться.
«Люди станут обращаться в суд, дойдут до Европейского суда, отстаивая свои права, - говорит Мижуй. - Если государство волнуют те потери, которые оно несет от того, что эстонские автомобили заправляют в России, оно могло бы компенсировать их с лихвой, увеличив проходимость границы. В таком случае российские туристы, число которых выросло бы, тратили бы здесь еще больше денег, увеличивая государственный бюджет республики».
По мнению Владимира Мижуя, самым реальным вариантом развития событий, при котором эстоноземельцы перестанут ездить в РФ за бензином, является рост акцизов на топливо в России.
Следует отметить, что за последний год он подрастал уже дважды: с 1 января 2012 года и с 1 июля.
«98-й бензин в России уже стоит практически евро за литр, если он продолжит дорожать теми же темпами, скоро никто в Ивангород за ним не поедет», - полагает Мижуй.
Проверки предполагаемых «бензовозов» на границе не привели к увеличению времени ее прохождения. Сейчас в Россию из Нарвы выезжает до 600 с лишним автомобилей в сутки.