Cообщи

Edelaraudtee останется без крупных доходов

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Поезд Edelaraudtee
Поезд Edelaraudtee Фото: Toomas Huik

 Начиная с 2015 года внутренние ж/д линии будет обслуживать одно предприятие — госфирма Elektriraudtee, которая заберет маршруты у фирмы Марселя Вихманна Edelaraudtee.

В середине июня правительство решило, что не будет искать оператора для заказанных в 2010 году в Германии 20 новых дизельных поездов, а воспользуется своим правом передать их напрямую госпредприятию Elektriraudtee.

Для пассажиров это означает, что если сейчас перевозки по маршрутам Таллинн—Тарту, Таллинн—Койдула и Таллинн—Нарва осуществляет Edelaraudtee, то не позднее 2015 года на этих линиях будут курсировать новые поезда фирмы Elektriraudtee.

Новые поезда потребовались, потому что старые уже амортизированы и нуждаются в замене, зато новые будут гораздо экономичнее. Вместе с тем поезда с меньшей расходной базой отнюдь не означают, что за проезд можно будет меньше платить. «Расходная база новых поездов ниже и не повлечет удорожания билетов, вместе с тем снижать цены тоже не планируется, поскольку мы хотим увеличить объемы услуг», — сообщил руководитель железнодорожного отдела Министерства экономики Айн Таттер.

Договор заканчивается

Всего государство заказывает 38 новых поездов, из которых 18 — это электропоезда и 20 — дизельные поезда. Зачем Elektriraudtee нужны дизельные поезда? Как сообщил источник Postimees, поскольку Edelaraudtee годами ничего не инвестировало в парк подвижного состава, то доверие к предприятию утрачено. Между Петербургом и Москвой ходят поезда также Edelaraudtee, которые бизнесмены в частной беседе назвали позорным пятном экономики Эстонии.

Одной из причин также является амбициозное желание Министерства экономики увеличить объемы железнодорожных перевозок, согласовать их с расписанием движения автобусов и тем самым увеличить количество пассажиров. Но как хозяйствовать в таких условиях, никому неизвестно. Поэтому удобнее передать дело в руки госпредприятия Elektriraudtee, а не рисковать увязнуть в долгих судебных тяжбах с победившей в конкурсе частной фирмой.

Сейчас поезда тащатся до Вильянди и Пярну часами и не могут составить конкуренции автобусам и автомобилям. При этом в идеале расписание поездов могло бы быть согласовано с расписанием автобусов, которое государство также предполагает реорганизовать по всей стране.

В результате принятого решения одним из пострадавших оказывается Edelaraudtee. Предприятие надеялось, что правительство объявит конкурс госпоставки на право эксплуатации новых поездов. На это же уповала и принадлежащая Хуго Осула автобусная фирма Sebe, заявившая о своей заинтересованности в железнодорожном бизнесе. В отличие от Sebe, принадлежащее Марселю Вихманну Edelaraudtee уже годами утверждалось в этой сфере. При этом Edelaraudtee имеет действующий договор с государством, который, однако, заканчивается в 2014 году — именно тогда, когда должны прибыть новые поезда. С завершением договора предприятие лишится и дотаций.

«Говорят о либеральной экономике и свободной конкуренции, однако железная дорога по какой-то причине движется в противоположенном направлении», — недо­умевает глава Edelaraudtee Калви Пукка.
Если быть более точным, то новые поезда будут переданы Elektriraudtee до 2017 года. После этого остается теоретическая возможность, что государство все-таки объявит конкурс госпоставки. Хотя возможно, и не объявит.

«С тем, что будет происходить после обозначенного периода, надо будет вновь определяться предположительно в 2016 году, и возможностей здесь несколько — продление договора с Elektriraudtee AS на оба типа подвижного состава, или же организация конкурса госпоставки для определения лишь одного оператора (в распоряжении которого будут и дизельные, и электропоезда), или же в результате конкурса свою деятельность продолжат два оператора перевозок и т.п», — пояснил Таттер.

Министр экономики Юхан Партс, отвечая на вопрос, почему пошли по пути, препятствующему развитию конкуренции, сказал, что на самом деле сейчас там вообще нет конкуренции. «Разговоры о конкуренции немного отдают демагогией. Если один поезд едет в Кейла, а второй в Тарту, то они между собой не конкуренты. Скорее уж поезда конкурируют с автобусами», — считает министр.

По словам Партса, причина, почему новые поезда отдают госфирме, заключается в том, что так государство получает гарантию, что услуга будет предоставляться нормально. Партс добавил, что с новыми поездами связана определенная неуверенность. «Поскольку создается совершенно новая ситуация в движении поездов, расходная база у поездов новая, число пассажиров прогнозировать трудно. Очень много неопределенности. В такой ситуации трудно найти долгосрочного партнера на прозрачных, ясных условиях. Так что поначалу будет целесообразнее оперировать этой техникой государственному коммерческому объединению».

Партс добавил, что пока неясно, какую дотацию   придется государству платить за поездки на новых поездах. «Мы действовали бы безответственно, если бы объявило тендер сроком на десять лет, не имея даже представления о размерах дотации из бюджета».

Останется без дотаций

А что будет с поездами Edelaraudtee? Руководитель фирмы Калви Пукка говорить на эту тему не захотел. Скорее всего эти поезда придется списать, поскольку с ними конкурировать с новыми невозможно. Может быть, удастся их продать.

При этом поезда — это не единственное имущество, которое имеется у Edelaraudtee. А именно, этой фирме принадлежат и рельсы, и станционные строения. Судя по записям в крепостной книге, на счету Infrastruktuur — дочернего предприятия фирмы Edelaraudtee много всякой недвижимости. Если государство будет использовать пути и прочую инфраструктуру Edelaraudtee, то ему придется платить. В прошлом году дочерняя фирма заработала на этом 4,5 млн евро, годом раньше — 4,6 млн. Кроме того, государство из кармана налогоплательщика заплатило за ремонт линии Тюри-Вильянди примерно 12,8 млн евро.

Так что большую часть средств Edelaraudtee получает в виде дотаций — в прошлом году примерно 13 млн евро. В этом году запланированы 13,4 млн евро. Предполагается, что с 2015 года фирма останется без них. Дотация и является основным мотивом для занятия железнодорожным бизнесом. Без этого, наверное, не обходится ни одна железнодорожная фирма мира. Поэтому многие и бизнесмены и фирмы заинтересовались новым проектом, например, та же Sebe, владелец которой Хуго Осула, похоже, разочарован таким развитием ситуации.

Он утверждает, что во всем мире оперирование общественным транспортом отдано в руки частных фирм, а Эстония, якобы, исключение. «Может, в Эстонии представляют, что государство настолько способное, что справится и само», — заявил владелец фирмы.

Ключевые слова

Наверх