У нас постоянно говорят о работе, требующей знаний и навыков, как об идеале, а что же мы делаем сейчас?
Передовая: наша работа и наша зарплата
Жители Эстонии проводят на работе больше времени, чем люди в других странах Евросоюза. Более того, мы постоянно сравниваем свои доходы с доходами финнов и видим, что в окрестностях Хельсинки зарабатывают в среднем в три раза больше, чем у нас. Эта разница в зарплате давно превратилась из абстрактной сравнительной таблицы в фактор миграции населения. Наша работа не настолько эффективна, как могла бы быть.
При этом странно, что в Эстонии руководителей относительно больше, чем в других странах Европейского Союза (правда, число руководящих мест по сравнению с 2008 годом сократилось на 15 000).
Именно от руководителей зависит то, как организована работа — сидят ли люди просто так, пашут ни за что или имеют достойный высокой зарплаты результат. Судя по всему большинство наших руководителей особого успеха нам не принесли.
Дело не только в том, насколько эффективны в своей работе предприятия. Следует также спросить, на сколько та часть нашей жизни, на которую влияют государство и прежде всего самоуправления, вообще позволяет целеустремленно сосредоточиться на труде. Хорошо ли организован наш общественный транспорт и дорожное движение?
Могут ли родители без забот просто отвести свое чадо в садик, а не просиживать часами на собраниях, где обсуждается, кто придет, чтобы покрасить стены в группе ребенка? Или ясно на уровне государства: действительно ли наши дипломаты от экономики способствуют развитию экспорта эстонских предприятий или все их рабочее время уходит на составление рефератов об экономических условиях страны пребывания?
При этом в Эстонии выросло число чиновников. Если перед кризисом их было 31 100, в 2009 году 29 100, то в прошлом году их стало уже 33 100. Постоянно надо спрашивать, помогают ли они населению справляться с проблемами или их тяжелый повседневный труд скорей является палкой в колесах?
Это хорошо, что занятость населения у нас значительно возросла. Поскольку на текущий момент это действительно самый высокий в Европе темп роста, то мы вместе с партиями правящей коалиции можем радоваться. В то время как в Испании уровень безработицы составляет уже четверть всей рабочей силы, рост занятости в Эстонии безусловно радует.
При этом государства, где процент безработных ниже, чем у нас, например, США или Швеция, продолжают считать безработицу одной из своих серьезнейших проблем. Так что радоваться нам в Эстонии рано.
В хорошие времена мы привыкли утешать себя тем, что Эстония развивается лучше, чем наши прежние друзья по несчастью, а вот теперь надо опять активно потрудиться mente et manu (умом и руками. — Лат.). Глядя на эти цифры, создается такое впечатление, что у нас ум крепко отстает от рук. Причем как в организации работы на предприятиях, так и в публичном секторе.