Cообщи

Террор, который потряс мир

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Для достижения своих целей Брейвик выбрал остров Утойя, на котором собрались молодые люди, с которыми связывали норвежскую политику в будущем.
Для достижения своих целей Брейвик выбрал остров Утойя, на котором собрались молодые люди, с которыми связывали норвежскую политику в будущем. Фото: Reuters/ScanPix

Вчера, 22 июля, исполнился год с того дня, как мир был потрясен известием о террористических актах в Осло и на острове Утойя, унесших жизни 77 человек.

Как только появились первые сообщения о терактах, многие люди предположили, что за ними стоят исламские националисты. Вскоре, однако, стало известно, что совершил их норвежец Андерс Беринг Брейвик. На сегодняшний день он, бесспорно, является самым известным в мире норвежцем.
 
Тот факт, что такое чудовищное событие произошло в Норвегии — в стране, считавшейся эталоном мира и благополучия, — потряс многих людей. Норвегия воспринималась как Швейцария, в которой, как полагали некоторые, в последний раз стреляли из лука Вильгельма Телля. То обстоятельство, что виновным оказался норвежец, стало для многих шоком.

Преступление изучают во всех странах мира
За последний год совершенное Брейвиком деяние детально рассматривалось в разных уголках мира и, конечно, особенно тщательно в Норвегии, где многие журналисты сосредоточились исключительно на исследовании жизни Брейвика.

Они отслеживали его перемещение в Норвегии и за ее пределами, беседовали со всеми, кто был знаком и учился с ним.

Как сказал норвежец Торфинн Слоэн, не один десяток лет живущий в Финляндии, медиа-феномен Брейвика лишний раз подтверждает, что зло привлекает людей: «Это говорит о том, что это зло присутствует в каждом из нас.

И отрицать этого не нужно, хотя, конечно, быть хорошими — это наша обязанность. Бессмысленно отрицать, что нам присущи не только хорошие, но и другие черты характера. Именно этим, возможно, объясняется, почему дела и поступки Брейвика вызывают такой интерес».

Имя Брейвика уже стало таким же международным синонимом неисламского террориста, как имя Видкуна Квислинга, который в годы Второй мировой войны возглавлял марионеточное правительство Норвегии. Имя Квислинга стало нарицательным и используется в качестве синонима, как предателя и коллаборациониста. Как стало известно, Брейвик тщательно планировал свое страшное злодеяние в течение нескольких лет.

Для достижения своих целей он выбрал расположенный в Осло правительственный квартал и остров Утойя, на котором собрались молодые люди, с которыми связывали норвежскую политику в будущем.

«По сути своей террористические атаки Брейвика были политическими и направлены против норвежского государства», — сказала научный сотрудник Хельсинкского университета, специалист по кризисной коммуникации Салли Хакала.

На завершившемся в прошлом месяце в Норвегии судебном процессе прокуроры потребовали признать Брейвика душевнобольным. Если в конце августа суд вынесет такое решение, Брейвика отправят на принудительное лечение. Возможен вариант, что Брейвика приговорят к пожизненному заключению, которое в Норвегии равно 21 году.

Слоэн, внимательно следивший за процессом Брейвика, считает, что в ходе заседаний было получено довольно полное представление об этом человеке.

«Лично меня удивило, насколько разным может быть человеческий разум, — сказал он. — Как могло получиться, что один человек сумел создать свой собственный мир и действовать в нем настолько логично и взвешенно?

Это не может не настораживать, но в то же время говорит о том, что каждый из нас живет в своем мире. У каждого из нас своя правда и свои убеждения. К счастью, в основе большинства из них лежат общественные конструкции».

На процессе по делу Брейвика встала большая проблема — судебная психиатрия. Психиатры, изучавшие душевное состояние Брейвика, пришли к двум абсолютно противоположным выводам. Это потрясло Слоэна.

Противоположные выводы
«Почему судебные психиатры пришли в одном случае к совершенно разным выводам? Сначала был представлен отчет двух специалистов, в котором однозначно заявлялось, что Брейвик абсолютно невиновен и его следует до конца жизни направить на лечение.

Затем появился второй отчет, опровергнувший результаты экспертизы первого», — напомнил Слоэн, по словам которого противоречивые оценки психиатров вызывают вопросы. «Человеку несведущему ясно, что Брейвик виновен. Однако специалисты пришли к двум противоположным выводам. Невольно возникает вопрос, как на самом деле судить убийц», — сказал он.

Как сказал Слоэн, страшные теракты Брейвика имели одно положительное последствие: «Брейвик считал большим злом иммигрантов и иммиграцию, и среди погибших на острове Утойя оказалось много молодых иммигрантов.

Когда стало известно, что теракты совершил норвежец, иммигранты и норвежцы по национальности единым фронтом выступили против зла, и теперь вместе отстаивают норвежские ценности».

Хронология

22 июля 2011 года, в 15.25 экстремист Андерс Брейвик привел в действие 950-килограммовую бомбу, заложенную в автомобиле рядом со зданием правительства в Осло. Погибают восемь человек, десятки — ранены. Затем на острове Утойя в форме полицейского он более часа ведет стрельбу по участникам летнего молодежного лагеря Трудовой партии Норвегии. Oн расстрелял 67 человек, еще один погибает, упав со скалы, а второй — тонет. Cамому юному из жертв — 14 лет.
25 июля. Брейвик предстает перед судом, его оставляют под стражей. В Норвегии объявляется минута молчания, после которой в Осло проходит демонстрация с участием 150 000 — 200 000 человек.
19-20 августа. Оставшимся после кровавой расправы в живых и родственникам жертв впервые разрешают посетить остров Утойя.
Февраль. В тюрьме «Ила» Брейвик проходит трехнедельное психиатрическое наблюдение.
7 марта. Прокуроры предъявляют Брейвику официальное обвинение в организации терактов. Они заявляют, что Брейвик невменяем, оставляют за собой право на изменение этого пункта в случае выяснения новых обстоятельств.
15 марта. Норвежская полиция просит прощения за то, что не сумела раньше задержать Брейвика.
10 апреля. Вторая назначенная судом пара психиатров, Агнар Аспос и Терье Террисен, сообщают, что не увидели ни одного признака, который указывал бы на наличие психотических расстройств у Брейвика. Они утверждают, что он вменяем. Однако судебно-психиатрическая комиссия впоследствии не одобряет это заключение.
16 апреля. Брейвик заявляет, что не признает свою вину.
21 июня. Прокуроры сообщают, что здравость ума Андерса Брейвика не нашла твердого подтверждения, и просят отправить его на принудительное лечение.
22 июня. В последний день процесса Брейвик заявляет, что его действия были оправданны, и требует оправдательного решения. Его адвокаты утверждают, что у Брейвика с головой все в порядке, и просят для него как можно более мягкого наказания.
22 июля. В первую годовщину кровавой бойни в разных уголках Норвегии проводятся церемонии поминовения. 

 

Наверх