Cообщи

OECD порицает Эстонию за плохую помощь безработным

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яан Ваабель, который уже девять лет учит взрослых пользоваться компьютером, сказал, что заказы Кассы страхования от безработицы на обучение резко выросли. Фото сделано в четверг на прошлой неделе.
Яан Ваабель, который уже девять лет учит взрослых пользоваться компьютером, сказал, что заказы Кассы страхования от безработицы на обучение резко выросли. Фото сделано в четверг на прошлой неделе. Фото: Михкель Марипуу

Многие, ставшие безработными в кризис, до сих пор не смогли найти работу.
 

Рынок труда в Эстонии во многих рейтингах блещет своей гибкостью: людей можно быстро и нанять, и уволить.

Во время экономического кризиса уровень безработицы в Эстонии быстро поднялся с 5,5 процента в 2008 году до 16,9 в 2010-м, причем работу потеряли в основном синие воротнички, т.е. люди, выполняющие более простую работу, и позиции которых на рынке труда слабее.

Многие из тех, кто потерял работу во время кризиса, до сих пор не нашел работы — свыше половины нынешних безработных не работают уже год и более. Кроме того, по оценке Министерства социальных дел, в прошлом году за границей работали примерно 21 600 человек, которые по документам жили и работали в Эстонии. И без этого, уровень безработицы в Эстонии в прошлом году составил бы не 12,5 процента, а 15,6.

Эстония не инвестирует в переобучение
При этом Эстония, по сравнению с другими странами, не особо инвестировала в переобучение безработных и повышение конкурентоспособности: расходы на активную политику в области труда были в несколько раз ниже, чем в странах OECD (Организа́ции экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия), а из того, что было сделано, частично осуществили за счет Европейского соцфонда.

На пике безработицы в 2010 году Эстония расходовала на активную политику в области труда примерно 0,2 процента ВВП (в то время как средний показатель по OECD) — 0,7 процента), этот уровень сохранился и в прошлом году.

В несколько раз больше тратят на эти цели не только богатые страны с сверхвысокой занятостью, такие, как Дания (1,9 процента ВВП), но и страны, похожие на Эстонию по уровню жизни: Польша, Венгрия и Словения (0,6–0,7 процента).

С учетом того, что примерно три четверти наших безработных относятся к тем или иным группам риска и им может потребоваться помощь при выходе на рынок труда, то недостаток ныне предпринимаемых шагов подчеркивают и эксперты OECD.

«В следующем докладе OECD мы намерены посвятить этому более объемную главу», — прокомментировал эксперт рынка труда OECD Андреас Вергеттер.

При этом, по словам руководителя по оказанию услуг Кассы страхования от безработицы Карин Паадам, проблема не просто в деньгах, а в том, что мало тех, кто может предложить соответствующие услуги.

По словам Яана Ваабеля, который уже девять лет обучает безработных компьютерной грамоте, из-за резко выросших потребностей Кассы по безработице графики проведения компьютерных курсов с безработными настолько плотные, что время не найти даже на июль.

Несмотря на то, что в области инфотехнологий Эстония числится в лидерах, на самом деле в стране очень много и таких людей, которые на курсах видят компьютеры в первый раз и научить их пользоваться Интернетом довольно сложно.

«При поиске работы главным является не только использование знакомств, но и возможностей Интернета», — объяснил Ваабель. Теперь даже человеку с хорошими профессиональными качествами трудно найти работу, если он не владеет компьютером.

По мнению Ваабеля, освоить компьютер на уровне обычного пользователя можно за 10-дневные интенсивные курсы: «За это время мы успеваем просмотреть не только программы Word, Excel, Outlook, но и читаем письма в электронной почте. Успеваем также просмотреть все рабочие порталы, написать CV, научиться пользоваться ID-картой».

После этого более способные могут переходить к специальным курсам эффективного использования возможностей компьютера.

В группе риска люди старше 50
Для тех, кто начинает с нуля, по мнению Ваабеля, самое главное — это развеять страх перед компьютером. «Люди перестают боятся компьютера, — подчеркнул он. — Они уже знают, что от нажатия кнопки компьютер не взорвется».

По мнению Ваабеля, на курсы люди приходят не для того, чтобы просто получить галочку. «Все ученики очень старательные», — пояснил он. Но проводить курсы с начинающими гораздо сложнее, чем на профессиональных курсах, поскольку продвинутые пользователи уже понимают, что к чему, и не испытывают страха перед компьютером.

«Важна эмпатия. Нельзя раздражаться, если человек уже в который раз спрашивает одно и то же. Повторение — мать учения, — подчеркивает Ваабель. — Если скажешь ему: закрой «окно», то нельзя обижаться, если ученик действительно встанет и закроет окно в классе».

Ваабель, свободно владеющий русским языком, занимается в основном с безработными старше 50 лет, говорящими по-русски, которые по статистике являются самой большой группой риска.

В этом году Касса страхования от безработицы направила на курсы примерно 9000 безработных

Сейчас безработные могут получить в Эстонии помощь в виде курсов обучения, профессиональных и психологических консультаций, восстанавливающих привычки к труду и трудовой практике, дотации для занятия предпринимательством, пособия для получения официального свидетельства о полученной квалификации и программы субсидирования зарплаты.

В части последней руководитель по политике в области труда Минсоцдел Мартин Медар отметил, что субсидирование зарплаты помогло не только безработным, но и принесло государству прямую выгоду в виде увеличения поступления налогов. «Один евро, вложенный в субсидирование зарплаты, приносит семь евро, 2,8 из которых поступает в бюджет государства в виде дополнительных прямых налогов», — объяснил он.

При этом через шесть месяцев после окончания субсидирования зарплаты вероятность занятости человека, получавшего помощь в рамках программы, на 56% выше, чем у людей из контрольной группы. Что касается курсов обучения, то здесь эффект не настолько велик. Согласно исследованиям Кассы по безработице, через шесть месяцев после окончания курсов занятость людей, прошедших курсы, лишь на 5,8 процента выше, чем у тех, что на курсах не обучался.

Из безработных, обучавшихся на курсах в течение шести месяцев, находят работу 44 %, а среди прошедших трудовую практику — две трети.

В течение шести месяцев этого года лимитные карты на обучение были выданы примерно 9000 человек, по которым они 12 000 раз прошли обучение на курсах (в пределах стоимостного лимита можно было и участвовать в обучении на нескольких курсах).

По словам руководителя по услуге обучения Кассы по безработице Катрин Андри, к обучению на курсах они подходят индивидуально. «Цель курсов не заключается просто в расширении кругозора», — объяснила она.

Сейчас у Кассы по безработице примерно 200 партнеров по проведению курсов обучения. «Нас беспокоит, чтобы обучение на курсах было качественным», — рассказала Андри. Качество обучения Касса страхования от безработицы оценивает по веб-сайту обучающей фирмы и квалификации ее преподавательского состава, обратную связь в виде регулярного опроса прошедших обучение безработных для оценки они не используют.

 

Ключевые слова

Наверх